29 ноября украинские вооруженные силы нанесли удар по объектам морской инфраструктуры Каспийского Трубопроводного Консорциума (КТК) в районе порта Новороссийска. Атаку осуществили беспилотные катера ВСУ. В результате пострадало причальное сооружение ВПУ-2, через которое происходила отгрузка нефти из трубопровода в танкеры.
Казахстан официально выразил протест Украине в связи с атакой на инфраструктуру Каспийского трубопроводного консорциума. Казахстанские дипломаты напомнили, что «произошедшее является уже третьим актом агрессии против исключительно гражданского объекта, функционирование которого гарантировано нормами международного права».
Ранее ВСУ атаковали объекты КТК на суше с использованием БПЛА.
Как сообщил RTVI, казахстанский политолог Данияр Ашимбаев отметил, что украинские атаки на такие объекты КТК преследуют несколько целей.
«Это переключение экспорта 80% казахстанской нефти с российско-американского КТК на англо-азербайджано-турецкий БТД, тариф на котором в разы выше КТК, а также провокация российско-казахстанского конфликта, на что активно работает прозападная информационно-пропагандистская сетка»,— считает Ашимбаев.
Эксперт не видит военной необходимости в этих атаках, так как нефть из КТК поставляется в Европу. Кроме того, она в значительной степени перерабатывается в нефтепродукты, которым обеспечиваются ВСУ.
Казахстанский эксперт в области ТЭК Олжас Байдильдинов напомнил, что КТК ежемесячно переваливает более 6 миллионов тонн. 90% этой нефти поступает из Казахстана и принадлежит «китам» — месторождениям Тенгиз, Карачаганак и Кашаган.
«Их разрабатывают американские и европейские компании, которые поставляют нефть на европейские рынки, и, вероятнее всего, эта же нефть еще и перерабатывается в нефтепродукты, которые, в той или иной степени, идут на Украину», — напомнил эксперт.
Потери Казахстана от последней атаки на КТК составят примерно 20% от объема экспорта нефти. В денежном выражении компании и стране предстоит потерять около 500 миллионов долларов в месяц.
«В этом году отгрузки через КТК увеличились на 13% до 65,5 миллионов тонн, около 90% отгрузок КТК — нефть из Казахстана, значит, в месяц это примерно 5,3 миллиона тонн или около 40 миллионов баррелей на сумму $2,4 миллиарда. Если выпадет, как минимум 20% от этого объема, — это потери в $470 миллионов в месяц, и это с учетом работы двух других ВПУ на полную мощность и переориентирования части объемов по другим маршрутам. Если эти проблемы продлятся долго, а их невозможно решить за короткое время, то мы потеряем добычу и экспорт нефти как минимум на $1,5 миллиарда», — объяснил RTVI логику своих рассуждений эксперт.
По сути, потери сопоставимы с годовыми бюджетами Астаны или крупнейшего города страны Алматы. Без дохода остается и главный налогоплательщик Казахстана – компания «Тенгизшевройл» (ТШО), которая разрабатывает месторождение Тенгиз.
При этом эксперты уверены, что вывод из строя одной из трех установок не приведет к утрате трети пропускной способности и экспорта казахстанской нефти. Скорее всего, это создаст трудности с поставками в прежних объемах.
У КТК есть резервы на 1 миллион тонн, однако все равно возникнут логистические сложности при погрузке на ж/д цистерны по пути и так далее.