Данные о инфляции могут показаться довольно противоречивыми. С одной стороны, в ноябре она снизилась до 6,92%, что президент Владимир Путин обозначил как основное достижение текущего года. Однако, по информации Росстата, в период с 18 по 24 ноября индекс потребительских цен увеличился на 0,14% по сравнению с 0,11% неделей ранее. Кроме того, инфляционные ожидания среди населения в ноябре значительно возросли — до 13,3% по сравнению с 12,6% в сентябре и октябре. Как же определить, каким цифрам доверять?
В общем, на уровне восприятия и опыта потребителей никакого снижения инфляции в России не наблюдается. Цены, которые люди видят в продуктовых магазинах практически ежедневно, продолжают расти. Эту тенденцию вновь подтвердили официальные данные: например, с 18 по 24 ноября стоимость плодоовощной продукции возросла на 1,29%, а общая стоимость продовольственных товаров увеличилась на 0,16%.
Что касается инфляционных ожиданий граждан, то в ноябре этот показатель вернулся на уровни августа 2025 года: тогда он составлял 13,5%. В начале года максимальное значение было зафиксировано в январе — 14%, а минимальное — в сентябре и октябре — 12,6%.
Встает логичный вопрос: как это все соотносится с официальными данными, которые удивительным образом показывают снижение годового показателя до 6,92%, хотя еще в марте он превышал 10%?
«Показатель в 6,92% — это оценка годового темпа, то есть того, насколько в среднем цены возросли за последние 12 месяцев, — поясняет глава финтех-платформы SharesPro Денис Астафьев. — Недельная же инфляция — это «моментальный срез», который зачастую колеблется из-за сезонных факторов, разовых обстоятельств и того, какие именно товары и услуги дорожают в конкретную неделю. Таким образом, увеличение с 0,11% до 0,14% за период с 18 по 24 ноября не опровергает общего замедления в годовом выражении: это скорее сигнал о локальном увеличении цен в отдельных категориях.»
Рост инфляционных ожиданий населения до 13,3% также вписывается в эту картину. Люди ориентируются, в первую очередь, на повседневные покупки — продукты, медикаменты, транспорт — и фиксируют, в основном, рост цен, а не их снижение, хотя и такие случаи также встречаются. Кроме того, отмечает Астафьев, после периода высокой инфляции ожидания, как правило, «залипают» на повышенных уровнях и снижаются с задержкой, даже когда статистика уже демонстрирует более спокойное развитие ситуации. В результате возникает разрыв: официальная инфляция замедляется, но субъективное восприятие и прогнозы людей остаются напряженными.
«Напомню, что в ноябре 2024 года годовая инфляция составляла 8,88%, а по итогам года — 9,52%, — рассуждает главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев. — Нынешние 6,92% объясняются высокой базой прошлого года. В середине декабря Евросоюз ввел 15-й пакет санкций, что также способствовало ускорению темпов роста цен. Замечу также, что в год мы вступали с прогнозом Центробанка в 4,5-5% по итогам 2025 года, а сейчас сталкиваемся с совершенно другой величиной.»
Не следует недооценивать и статистику по инфляционным ожиданиям, хотя это в значительной степени субъективный фактор, продолжает экономист. Поведение потребителей и бизнеса (производителей товаров) определяется их восприятием и прогнозированием ситуации, а не текущими показателями в отчетах Росстата. Население обращает внимание прежде всего на то, как ведут себя розничные цены на бензин и насколько подорожали основные продукты — хлеб, молоко, мясо, помидоры, огурцы, картошка.
По словам Николаева, речь идет о наиболее значимых для людей товарных категориях, а то, что, например, смартфоны подешевели, для абсолютного большинства не имеет значения. Центробанк правильно делает, упорно напоминая о целевом уровне инфляции в 4% и тем самым пытаясь вербально воздействовать на повышенные ожидания. Другое дело, что россияне не верят в эту цифру, и на то есть причины, учитывая множество факторов, способствующих инфляции. Например, подорожание с 1 декабря пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, новые ставки утилизационного сбора на легковые автомобили, а также повышение с 1 января НДС с 20% до 22%, что, по оценкам самого ЦБ, уже отражается на бизнесе. Плюс, резюмирует собеседник «МК», декабрь всегда был самым «дорогим» месяцем, поэтому нельзя игнорировать и сезонный фактор.