Выпуск большинства алкогольных напитков в Российской Федерации по итогам девяти месяцев 2025 года значительно уменьшился. Специалисты утверждают, что это связано с растущими ценами и изменением предпочтений потребителей.
Согласно данным Росалкогольтабакконтроля, выпуск алкоголя (без учета пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) сократился на 9,1% — до 120,8 млн декалитров (дал). Наиболее заметно снизилось производство слабоалкогольных напитков — на 87,8%, составив 1,1 млн дал. В сегменте крепких спиртных напитков больше всего упало производство коньяка — на 17%, до 5,7 млн дал. Объем выпуска водки уменьшился на 6%, до 52,413 млн дал. В категории крепких напитков наблюдается рост спроса на изделия с «вкусом» — ликероводочные продукты (наливки, настойки, бальзамы) показали увеличение на 9,4%, до 13,4 млн дал.
Производство вин также значительно увеличилось: тихих — на 11,6%, до 26,8 млн дал, игристых — на 9,6%, до 12,2 млн дал, ликерных — на 9,6%, до 981,5 тыс. дал.
По словам Павла Шапкина, руководителя Центра разработки национальной алкогольной политики, существует несколько причин падения в сегменте коньяка. Во-первых, россияне начали проявлять больший интерес к виски и рому из-за их доступности по цене. Процесс импортозамещения этих напитков активно продолжается, и отечественные варианты стоят значительно дешевле. Во-вторых, наблюдается перераспределение рынка в пользу производителей более качественного коньяка и бренди, что связано с вытеснением менее качественной продукции.
Снижение объемов слабоалкогольных напитков является следствием резкого увеличения акцизов в 2024 году.
Рост производства российских вин обусловлен увеличением пошлин (до 25%) и акцизов на иностранные вина из недружественных стран, что сделало их цены непривлекательными для многих потребителей, считает Шапкин. Также это связано с вытеснением с рынка винных напитков и фруктового вина, цены на которые возросли из-за многократного увеличения ставок акцизов в 2024 и 2025 годах.
Увеличение интереса к настойкам Шапкин объясняет подорожанием винных напитков и импортных вин.
"Настойки оттянули на себя часть потребителей", — считает он.
Тенденция роста производства игристых вин сохраняется на протяжении последних десяти лет. Этот тренд наблюдается во всем мире, а в России он особенно выражен благодаря поддержке виноделия со стороны государства, включая налоговые преференции.
Кроме того, некоторые потребители слабоалкогольных коктейлей и винных напитков переключились на игристые, поясняет Шапкин.
Рост цен — одна из причин снижения как производства, так и потребления алкоголя. Еще одной причиной является перераспределение потребления между категориями из-за «изменения демографического профиля основных покупателей». Пожилое поколение реже покупает алкоголь, в то время как молодежь формирует свои новые привычки, предпочитая спиртное с различными вкусами, говорит президент гильдии «Алкопро» Андрей Московский.
В 2026 году рост цен на алкоголь неизбежно продолжится из-за значительного увеличения акцизов. Однако многое будет зависеть и от новых минимальных розничных цен, считает Московский. В начале 2026 года ожидается снижение производства и продаж (как и в 2025 году), но затем потребители постепенно адаптируются к новым ценам. По мнению эксперта, приемлемый уровень цен на 2026 год для массового сегмента алкоголя будет находиться в диапазоне 400-700 рублей за бутылку. В этом сегменте падение продаж будет менее значительным, чем в продукции стоимостью выше 700-1000 рублей за бутылку, считает Московский.
Между тем
Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила изменения в закон о госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции, которые упрощают процесс получения лицензий на продажу спиртного, сообщает «Российская газета».
В частности, планируется сократить срок рассмотрения заявлений от соискателей лицензий на продажу алкоголя с 30 календарных дней до 15 рабочих дней. При этом максимально допустимый срок, на который может быть продлено рассмотрение такого заявления, составит не более 25 рабочих дней, в то время как сейчас срок продления не может превышать 30 календарных дней, пояснил «РГ» председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. Кроме того, законопроект предполагает сокращение перечня документов и сведений, необходимых для рассмотрения вопроса о получении лицензии на реализацию алкогольной продукции.
Изменения будут касаться как розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, так и розничной торговли в целом.
Как указано в материалах к заседанию комиссии (имеются в «РГ»), такие изменения связаны с экспериментом правительства по оптимизации и автоматизации процессов, который проходит с 1 августа 2021 года по 31 декабря 2025 года.
В сфере выдачи лицензий это уже второе изменение за последнее время. С 1 августа 2025 года бизнес будет платить за право продавать алкоголь за каждый магазин или заведение общепита, тогда как раньше лицензия выдавалась одно на все юридическое лицо. Для одного магазина разрешение обойдется в 20 тыс. рублей.