Сразу несколько инцидентов произошло с российскими самолетами, чьи экипажи во время полета получили по радио угрозы. Это произошло с самолетами, летевшими из Санкт-Петербурга во Владикавказ, из Уфы в Минводы и из Москва в Анталию. Во всех трех случаях экипажи пренебрегли угрозами и благополучно посадили самолеты. «МК» попросил эксперта по радиосвязи Евгения Балабаса оценить опасность инцидентов, а также рассказать, как вычислить и поймать радиохулиганов.
Радисообщение пилоты получали такие: «Вы приближаетесь к запретной территории, покиньте воздушное пространство, или будете уничтожены!» По информации правоохранительных органов, они пытаются выяснить, кто мог передавать подобные радиопредупреждения.
— Евгений, как можно квалифицировать подобные выходки радиохулиганов?
— С точки зрения закона наказать пойманных совершенно несложно, поскольку им можно без всяких натяжек вменить заведомо ложное сообщение о теракте или даже попытку теракта. На этом фоне административная ответственность за выход в эфир на неразрешённых для граждан частотах будет мелочью.
— Кто обязан ловить таких радионарушителей?
— Обнаружить и запеленговать такие радиостанции можно, этим занимается ГРЧС — Главный радиочастотный центр, отвечающий у нас в стране за распределение радиочастот и контроль за их использованием. Но в принципе процесс пеленгации не очень быстрый и непростой, поскольку «хулиганская» радиостанция выходит в эфир кратковременно, после чего человек пешком или на автомобиле может быстро изменить своё местоположение.
— Какие частоты используют нарушители?
— Авиационные частоты на которых общается и большая авиация, и малая — это абсолютно открытые частоты, на которых ведутся открытые, некодированные переговоры. Авиационный участок длин волн расположен примерно в диапазоне от 116 МГц до 120 МГц.
Авиационная связь на этих частотах идёт со стандартным шагом каналов, в амплитудной и частотной модуляции. Соответственно, огромное количество совершенно легальных радиостанций, находящихся в руках у граждан, как автомобильных, так и портативных, могут выйти в эфир на этих частотах и пилоты услышат их с земли. Это проблема, которую, конечно, надо как можно быстрее решать.