
Эти материалы совершенно не имеют отношения к настоящей коже и меху, однако ввести покупателя в заблуждение довольно просто: многие россияне приобретают массовую продукцию по ценам на натуральные материалы.
Экокожа — это чаще всего обычный кожзам. Но новое название звучит солидно и убедительно, поэтому невнимательный покупатель зачастую полагает, что он покупает качественный товар. «Когда человек видит слово «экокожа», он реагирует на слово «кожа». А приставка «эко» подразумевает, что она, вероятно, естественная и с отличными характеристиками», — объяснила маркетолог Марина Кузнецова.
Следует признать, что материал с приставкой «эко» действительно может очень напоминать натуральный. И кожа, и кожзам гладкие, эластичные, даже имеют схожий запах. Но стоит лишь внимательно рассмотреть образцы, и начинает проявляться обман. Эта проблема стала особенно актуальной с наступлением осени, когда пришло время покупать теплые куртки и обувь. «Экокожа — это обман клиента. Она дешева, но выглядит привлекательно. И люди покупают, не задумываясь о том, что эта вещь может развалиться, пока они доберутся до дома», — заявил мастер кожевенного дела Андрей Симонов.
В Российском союзе кожевников и обувщиков сообщили, что любой заменитель — это зло. Синтетические и искусственные материалы характеризуются плохой теплоизоляцией, то есть зимой в них холодно, а летом — жарко, они очень горючие, что делает их опасными, плохо поддаются ремонту, часто выделяют вредные химические вещества и практически не поддаются утилизации, что и обуславливает их значительно более низкую стоимость по сравнению с натуральными.
Еще одной претензией ко всем заменителям стала их неэкологичность. Многие экоматериалы признаны токсичными: при их производстве выделяются вредные вещества, которые попадают в окружающую среду. Кроме того, синтетика разлагается в течение десятков лет. Во многих странах уже стартовали кампании против подделок — так, в Италии запретили использовать термин «кожа» для продукции неживотного происхождения, за нарушение этого правила предусмотрен штраф до 20 тысяч евро.
«Я считаю, что необходимо указывать, что это искусственная кожа, синтетический пух, иначе люди просто вводятся в заблуждение. Законопроект уже предлагает производителям сообщать, что экокожа является искусственной кожей или конкретным названием материала — полиуретаном. Изначально приставку «эко» придумали маркетологи для увеличения продаж. Люди верили, что покупают натуральный и экологически чистый материал, хотя это было не так», — отметила президент компании по пошиву женской одежды Анна Смирнова.
Следует признать, что синтетика сегодня успешно вытесняет натуральные материалы с рынка. Объем обуви из натуральной кожи на российском рынке снизился более чем на 30%. Ситуация усугубилась тем, что в 2024 году закрылось 60 обувных фабрик, которые работали с натуральными материалами. «Просто нет денег, люди начали экономить, и падение до 70% стало очевидным. Это связано с ситуацией в обувной индустрии: крупнейшие фабрики, которые производили обувь, обанкротились или закрылись», — сказал генеральный директор Национального обувного союза Ян Беляев.
Запрет на приставку «эко» касается не только ценников в магазинах. Использовать подобные термины будет запрещено в рекламе, при дистанционной продаже, в таможенных и сопроводительных документах, а также в маркировке. Приставка «эко» должна исчезнуть на всех уровнях — от онлайн-каталога до этикетки на сумке. Постановление планируется ввести в действие 1 марта 2026 года.
Наталья Владимирова