Автор этого остроумного выражения, советский поэт Михаил Светлов, перевернулся бы в гробу, узнай он, к чему свели неблагодарные потомки эти некогда чистые, жертвенные отношения. В последние годы социологи и психологи пришли к выводу, что феномен дружбы, который веками воспевали величайшие умы человечества и который особенно процветал в советскую эпоху, теперь служит для достижения узких, исключительно эгоистичных целей.
ОДИН ЗА ВСЕХ И ВСЕ ЗА ОДНОГО
Какой советский мальчишка не мечтал походить на д’Артаньяна или его друзей-мушкетеров Атоса, Портоса и Арамиса, которые не раз рисковали жизнью ради товарища! Вот и герои Ремарка, участники Первой мировой войны, читай хоть «На западном фронте без перемен», хоть «Три товарища», готовы были отдать душу за товарищей и делить с ними последний кусок хлеба. Кто-то может сказать, что это всего лишь книги. А в реальной жизни все проще и без этого ореола святости. Но разве не было много реальных подвигов, совершенных ради друзей-товарищей?
Сентябрь 1943 года. Шла битва за Днепр. Первый Украинский фронт под руководством генерала Николая Ватутина должен был захватить плацдарм на правом берегу. Бойцы стрелкового взвода, в большинстве своем безусые мальчишки, переправлялись под огнем противника. Патроны закончились. И тогда ребята бросились в рукопашную, чтобы дать возможность остальным переправиться. Из 25 человек выжили лишь шестеро. В своих воспоминаниях маршал Георгий Жуков писал: «В войну дружба спасала жизни. Ветераны подтверждают: в пропаганде звучало «За Родину! За Сталина!», а в бой бросались «За Ивана! За Сашку!». В Афганскую войну душманы не отдавали тела наших погибших солдат. Привязывали к ним гранаты. Но товарищи, рискуя собой, эти тела «добывали», чтобы похоронить с почестями.
Не мало примеров товарищеского героизма и в ходе СВО. Сержант Сергей Гущин вынес раненого друга с поля боя под огнем. Алексей Лазарев с позывным Титан вернулся на фронт после тяжелого ранения ради ребят, хотя его могли бы комиссовать. Но для него слишком много значили друзья с позывными Дед, Снайпер, Химик… Сам Алексей погиб в одном из боев, прикрывая их от дронов.
ПРОЩАЙ, ГОМО СОВЕТИКУС?
На войне, как на войне. Здесь дружбу доказывают кровью. Но разве не так дружили многие и в мирные времена, когда сформировалась общность «гомо советикус», как потом презрительно назовут ее доморощенные либералы?
— Да на этом держава стояла! — утверждает социолог Марк Рудин. — С молоком матери дети впитывали дружбу народов. В детских садах пели песни о дружбе. Во дворах мальчишки, чиркнув ножиком по пальцу, клялись в дружбе друг другу. Не подставить другу плечо, не защитить считалось предательством.
Кстати, очень дружны были космонавты Юрий Гагарин и Герман Титов. Дружил Владимир Высоцкий с Олегом Далем. Автор «Тимура и его команды» Аркадий Гайдар крепко дружил с писателем Рувимом Фраерманом, автором «Дикой собаки динго». И были готовы ради этой дружбы на многое.
Социолог, психолог и сексолог Игорь Кон, первым в советской научно-популярной литературе заговоривший «про это», подробно исследовал феномен дружбы. Он считал: дружба возможна, когда люди готовы в нее вкладываться, не щадя своего времени, не экономя на доверии и поддержке. Дружба — это прежде всего живое, теплое общение.
ОТ ДРУЖБЫ К ФРЕНДЗОНЕ
В Институте психологии вам покажут так называемую шкалу стресса Холмса и Рея, которая измеряет уровень стресса на основе жизненных событий. Так вот: в советские времена разрыв с другом приравнивался к смерти близкого человека — 100 баллов. А сегодня? Он равен «переезду в другую квартиру» — всего 15. Новое поколение не верит в настоящую дружбу. Виртуальное общение создает иллюзию близости. Лайки и комментарии заменяют настоящую поддержку, а количество подписчиков становится важнее глубины отношений. Ушла в прошлое и дружба без каких-либо задних мыслей, без эротических примесей между мужчиной и женщиной.
— Еще бы! Ведь в советские времена не было «Тиндера», приложения для романтических знакомств в интернете, — говорит Марк Рудин. — Люди чаще сближались по интересам, а не через флирт. А сегодня секс слишком доступен. Даже появился термин «секс по дружбе». Если так будет продолжаться, мы получим общество, где люди либо спят друг с другом, либо игнорируют. А это путь к одиночеству, даже среди тысяч «френдов».
После «гомо советикус» пришло поколение, для которого дружба не более чем транзакция, то есть некое подобие банковской операции. Так считает психолог Алсу Самойлова:
— Живое общение заменяется френд-листами в соцсетях. А встречи превращаются в «нетворкинг» — общение с нужными людьми ради выгоды.
ТЫ – МНЕ, Я – ТЕБЕ
Вот реальная история из практики психолога. Его клиентке позвонила подруга. Дружили семьями. Волновалась:
— Дочка выходит замуж за богатого. За миллионера…
— Поздравляю.
— Но видишь ли, — чуть не плача, пролепетала подруга, — я не могу пригласить тебя на свадьбу. Там будут только люди его круга. Прости…
От такой новости любой может впасть в депрессию. Такие теперь правила игры: ты — мне, я — тебе. Даже дружат все больше по расчету. Если цель достигнута, общение между «друзьями» постепенно прекращается.
Ради эксперимента женщина-психолог из Новосибирска обратилась к «френдам» в соцсети и попросила встретить ее в аэропорту. Никто не смог. Или не захотел.
А вот еще история про двух «друзей». В 2012 году небезызвестный Марк Цукерберг приглашал — будто бы дружески — не менее знаменитого Павла Дурова в Калифорнию. Хвалил, казалось, искренне его детище и называл гением. Но когда быстро набирающий популярность Telegram начал конкурировать с мессенджером самого Цукерберга, тот перестал общаться с Дуровым вовсе. Да еще заблокировал рекламу Telegram на своих ресурсах. Общие интересы сменились жестокой конкуренцией. Вот и вся дружба.
… Не знаю, есть ли в России какая-то национальная идея. Кто-то говорит о суверенитете, о принципах справедливости, о традиционных ценностях. Но я точно знаю: для живших в СССР национальная идея — это память о дружбе! Народов. Родных. Незнакомых, но сочувствующих тебе людей. Уйдут они — и что тогда?
— Нам не выжить как общность, несмотря на владение новыми технологиями, — говорит психолог Алсу Самойлова. — Без доверия и взаимовыручки любая национальная общность превращается в толпу одиночек, где каждый сам за себя. Это путь в никуда.
Мария Рождественская