В Госдуме подготовили законопроект о порядке установки средств фотовидеофиксации на дорогах
Стационарные камеры фотовидеофиксации могут включить в перечень технических средств организации дорожного движения, к которым уже относятся, в частности, светофоры, знаки и разметка. Соответствующий проект закона (есть в распоряжении «Парламентской газеты») подготовили в Госдуме. Таким образом депутаты надеются регламентировать размещение камер на дороге, что не позволит превратить съёмку в инструмент поборов с водителей.
Средство профилактики ДТП или заработка?
Сейчас законом не предусмотрены требования к местам установки камер. В итоге собственники автодорог ставят их не на опасных участках с целью снижения числа аварий, а в бессистемном порядке, как правило, с целью получения прибыли.
«На практике камеры устанавливаются порой без учёта дорожной ситуации, — рассказал «Парламентской газете» Федеральный координатор партийного проекта «Единой России» «Безопасные дороги», зампред Комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский. — Они есть в местах, где часто совершаются правонарушения, не приводящие к авариям, но отсутствуют в местах концентрации ДТП».
Это, кстати, подтвердил опрос среди водителей, который партпроект «Безопасные дороги» провёл в марте текущего года в 45 субъектах. В итоге автолюбители во всех регионах однозначно высказались за то, что за работой передвижных систем фото- и видеофиксации необходим усиленный государственный контроль.
В связи с этим депутаты Владимир Афонский и Сергей Тен подготовили законопроект о порядке определения мест для размещения камер фотовидеофиксации нарушений на дорогах. Документ внесён на рассмотрение Координационного совета по законотворческой деятельности фракции «Единая Россия» в Госдуме и разослан всем компетентным ведомствам. После завершения процедуры обсуждения он попадёт в Государственную Думу.
«Схемы расстановки видеокамер требуют пересмотра, — считает Владимир Афонский. — Безусловно, они необходимы как средство профилактики ДТП, наказания нарушителей скоростного режима, но любое наказание должно быть справедливым и объективным».
Согласно законопроекту, предлагается приравнять камеры к техническим средствам организации дорожного движения. То есть к знакам, разметке и отбойникам, размещение которых на дороге строго регламентировано.
Напомним, что в конце декабря должен вступить в силу закон об организации дорожного движения. Согласно документу, установить даже временный знак будет возможно только после подготовки проекта организации дорожного движения. Точно таким же образом должны будут устанавливаться и камеры, если поправки примут. В том числе и мобильные.
Правда, у этого документа есть одно но. Разработкой проектов организации дорожного движения занимаются местные власти. ГИБДД имеет только совещательный голос. Поэтому новая норма, конечно, усложнит задачу установки камер для заработка, но проблему вряд ли решит. Если бы у ГИБДД были полномочия, чтобы завернуть тот или иной проект организации дорожного движения, то, может, и ловушек, и опасных мест на дорогах было бы меньше.
Куда уходят деньги от штрафов
По состоянию на апрель 2019 года в России насчитывалось более 12 тысяч стационарных и 3,8 тысячи передвижных комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД. Естественно, что автомобилистам при таком пристальном внимании камер хотелось бы знать, что с ними играют честно. В пресс-службе Минтранса подтвердили, что в ведомстве разработали методику перераспределения мест установки дорожных камер. В частности, в документе предлагается основным принципом размещения комплексов фотовидеофиксации сделать наличие мест концентрации ДТП.
Создание новых правил установки видеокамер происходит на фоне скандала с ними в регионах, законность их установки проверяла Генпрокуратура. Проверка проводилась по просьбе ГИБДД. Ранее вице-премьер Максим Акимов поручил Госавтоинспекции запросить у надзорного ведомства данные о действиях органов власти субъектов РФ, связанных с установкой и эксплуатацией систем фотовидеофиксации нарушений.
В результате в Новгородской и Вологодской областях прокуратура и ФАС обнаружили превышения полномочий со стороны чиновников и картельные сговоры между компаниями-участниками рынка. В ходе проверки также выяснилось, что в четырёх субъектах Федерации — Ингушетии и Дагестане, Костромской области и в Севастополе — частные компании в 2018 году получили более 60 процентов средств, поступивших от штрафов в бюджеты, а в Еврейской автономной области — 90 процентов.
Коммерциализация организации дорожного движения не может не вызывать беспокойства, считает первый зампред Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков. Эту ситуацию надо переламывать за счёт поправок в законодательство, в том числе уменьшающих коммерческую составляющую.
«Надо, чтобы в законотворческой работе принимали участие и исполнительная власть в лице Минтранса и Минпромторга, и, конечно, мы, парламентарии, — убеждён депутат. — Такая комплексная работа уже ведётся двумя думскими комитетами: по транспорту и по госстроительству и законодательству. Пока идёт подготовка, анализ, сбор статистики, информации. После этого начнётся работа над конкретными поправками».
Предполагается, что одним из предложений станет ужесточение условий заключения концессионных соглашений на закупку и обслуживание дорожных комплексов видеофиксации нарушений ПДД.
Как рассказал «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичёв, правила установки камер могут закрепить и в федеральном законодательстве.
«Есть рабочая группа, которая работает над таким законопроектом. В этом документе будет расписано всё: когда камеры ставить, как их ставить, на каком расстоянии друг от друга», — пояснил депутат.