Народный артист России и депутат Госдумы потребовал от правоохранителей разобраться в ситуации вокруг клуба авторской песни «Гнездо глухаря» на Цветном бульваре. Накануне своего тридцатилетия одна из ведущих площадок российской бард-сцены столкнулась с враждебным поведением владельцев других нежилых помещений в этом же доме. Как полагают в клубе: «Гнездо…» хотят просто выжить из привычного публике здания.
Обращения Дмитрия Певцова адресованы главам Генпрокуратуры Игорю Краснову и Следственного комитета России Александру Бастрыкину – депутат просит провести проверку и, если данные подтвердятся, возбудить уголовное дело в отношении соседей клуба. Они, как и «Гнездо глухаря», собственники нежилых помещений, только более «весомые» по числу голосов на общем собрании. Обладая «контрольным пакетом» площадей в доме, компания начала наводить в нем свои порядки – да так, что условия для клуба стали практически невыносимыми.
Напомним, по адресу: Цветной бульвар, 30, стр. 1 бард-клуб располагается с начала 2000-х годов, когда началась реконструкция дома на Большой Никитской, где он размещался первоначально. Нынешний его адрес – не только уже давно привычный, но и тоже в своем роде исторический: в здании когда-то размещалась редакция «Литературной газеты», где работал, в том числе, родоначальник нашей авторской песни Булат Окуджава.
Этим в «Гнезде…», конечно, гордятся, и соответствующая мемориальная доска имеется. Но мемориальный адрес – не более чем приятное дополнение к трем десятилетиям истории самой площадки. Она – и на Никитской, и на Цветном – не просто свидетель постсоветского расцвета авторской песни, но и участник этого расцвета. А затем – уже в нашем тысячелетии – именно здесь, на Цветном бульваре, бардовский жанр оформился, подобно французскому шансону или американскому кантри, в самоподдерживающуюся и развивающуюся по своим законам сцену.
…Проблемы у клуба начались с того момента, как соседи – фирма, сконцентрировавшая в своих руках больше 50% площадей в здании, — выбрали управляющую компанию. По словам руководителя «Гнезда глухаря» Алексея Ермилова, в последнее время часто проводятся собрания собственников, где те самые соседи совершенно законно, большинством голосов, принимают решения о дорогостоящих ремонтах и благоустройстве мест общего пользования. Выставляя, таким образом, огромные счета клубу – речь идет о сотнях тысяч рублей в месяц внеплановых сборов, которые грозят разорить концертную площадку.
При этом размер выставляемых счетов – более чем спорный: так, в октябре управляющая компания заявила (и выставила к оплате всем собственникам) смету на ремонт лестничной клетки на сумму более 10 млн рублей – тогда как независимая экспертиза, сделанная по заказу клуба, насчитала за эти работы чуть больше 4 млн рублей. «Навар» в пару десятков процентов – это бы еще в порядке вещей, но более чем вдвое?..
– Истинная причина такого поведения не скрывается: для всех обитателей дома хотят создать невыносимые условия, чтобы вынудить их продать помещения за бесценок, – отмечает руководитель бард-клуба Алексей Ермилов. Уголовное дело о мошенничестве, по мнению Ермилова, едва ли не единственный способ оперативно устранить угрозу для клуба: на судебное производство по гражданскому иску могут уйти месяцы и годы, а тем временем действия «соседей» увенчаются успехом. Именно о возбуждении по результатам проверки уголовного дела просит правоохранителей и Дмитрий Певцов. Если дело будет возбуждено, оно окажется не первым в отношении соседей «Гнезда глухаря»: СКР уже расследует дело о незаконном отключении электроэнергии в здании. Возможно, это был предыдущий «план».
Непонятно, да и не столь важно, что хотели бы сделать «соседи», если бы им удалось оказаться в здании единоличными собственниками. Снос, реконструкция дома, просто сдача площадей в аренду по ценам «золотой мили», которой, конечно, является Цветной бульвар… Важно то, что подобная схема, если она реализуется, будет означать: даже права собственности на зал, магазин, музей, вообще любое нежилое помещение не гарантируют их выживания. Если такое произойдет с известнейшей в Москве площадкой – пожалуй, самой известной и важной на российской сцене авторской и независимой песни – значит, это возможно и с любым другим учреждением.
И это открывает дорогу такому «переделу» площадей, что столица рискует остаться без львиной доли достопримечательностей. Таких, которые нам всегда хотелось иметь в городе: кафе, клубы, даже магазинчики, разменявшие много десятилетий. Но для этого такие места надо, выходит, не только любить, но и защищать.