8 ноября Православная церковь почитает память великомученика Дмитрия Солунского, пострадавшего в 306 году за веру во Христа при правлении императора Диоклетиана. Святой занимал высокий пост проконсула при дворе. Император не знал, что Дмитрий является тайным христианином и назначил его наместником в г. Солунь, чтобы он от внешних врагов защищал доверенные земли, а также очистил город от христиан.
Прибыв на место службы, Дмитрий начал искоренять языческие обычаи и распространять веру во Христа. Император, узнав о происходящем, приказал казнить святого, пронзив копьями. Мученическую смерть Дмитрий принял в 306 году. Его тело погребли верные христиане, а когда к власти пришел Константин Великий над могилой мученика воздвигли храм. Спустя сто лет мощи Дмитрия Солунского были обретены нетленными, при них совершались исцеления и чудеса.
Существует предание, что когда на рубеже VI-VII веков авары, пришедшие с Дона, осадили Солунь, на городской стене явился святой Дмитрий, и стотысячное вражеское войско обратилось в бегство. Житие святого повествует, что он много раз освобождал пленных от ига неверных и помогал им добраться в Солунь.
С давних пор на Руси почитали иконы Дмитрия Солунского. У великого князя Всеволода Юрьевича находилась одна из самых ранних икон, которая была написана на гробовой доске святого мученика. Из Солуни во Владимир её перенесли в 1197 году. Это было расценено как значимое событие, которое внесли в святцы и ежегодно стали отмечать как праздник. Некоторое время икона находилась в Киеве, потом во Владимире, а в 1380 году при князе Дмитрии Донском была перевезена в Москву. Поставили икону в Успенском соборе. В честь глубоко почитаемого великомученика многие русские князья называли своих наследников Дмитриями.
Дмитрию Солунскому молятся об оказании помощи на поле брани, о даровании терпения и мужества, об исцелении глазных болезней, о прозрении ослепших.
Дмитриев день: история праздника
Ещё в дохристианские времена у наших предков зародилась традиция осеннего поминания усопших родственников. Систему таких поминаний упорядочили православные святцы, отнеся их к определенным датам церковного календаря. Дмитриевская суббота – одна из самых важных поминальных сроков. Установлена она была князем Дмитрием Донским в 1830 году после битвы на Куликовом поле, когда в кровопролитном сражении над войсками Золотой орды Мамая была одержана победа, положившая начало освобождению Руси от ордынского ига.
Русское войско, выступившее против татаро-монголов, в ночь на 7 сентября 1380 года стало переправляться через реку Дон. На другой день утром был густой туман и только в третьем часу просветлело. К этому времени русские полки выстроились уже за Доном. Вражеское войско спустилось с холма на широкое Куликовское поле, и русские последовали их примеру. Сторожевые полки вступили в битву, какой на Руси ещё не бывало…
Дмитрий Донской перед началом битвы встал в первый ряд войска, поменявшись одеждой с Михаилом Бреноком, который вместо него стал под знамя. После сражения Бренока нашли убитым, а рядом с ним полегло много русских бояр и князей, защищавших в бою «князя». Во время битвы великий князь был контужен и сбит с коня, но смог добраться до леса, где и нашли его после сражения под срубленной березой.
Дмитрий Донской приказал совершать вселенскую панихиду о всех воинах, погибших на поле боя, в субботу перед днем памяти его небесного покровителя – Дмитрия Солунского. Со временем этот день признали днем поминовения не только погибших воинов, но и всех усопших. Так Дмитриевская суббота вошла в систему годовых «родительских суббот».
Дмитриев день: приметы и обычаи
В Дмитриев день на Руси повсеместно справляли поминки по усопшим. Дмитриевскую неделю называли родительской, дедовой. Суббота перед днем памяти Дмитрия Солунского особенно почиталась. В народе её прозвали Дмитриевскою субботой.
В Дмитриевскую субботу и Дмитриев день не работали. Накануне Дмитриевской субботы в избах мыли полы, лавки застилали полотном, на полку с иконами вешали чистое полотенце. Согласно поверью, ночью в дом приходят покойные родители. Они ходят по полотну, а потом утираются полотенцем.
В Дмитриев день устраивали поминальную трапезу и приглашали гостей. Хозяевам хотелось угостить пришедших повкуснее и посытнее. На Руси традиционными поминальными блюдами считались кисель и блины.
Дмитриев день был одним из сроков сватовства. На Дмитрия девки хитрые, т.е. собираются замуж выйти. После этого дня и до зимнего мясоеда редко в деревнях играли свадьбы. Поэтому 8 ноября считали завершением осеннего брачного сезона.
Дмитриев день считали началом дмитриевского (зимнего) полугодия, которое длится до 6 мая (Юрьева дня). Юрьев день открывал второе, юрьевское полугодие. Согласно поверью, в ночь на Дмитриев день (как и на Юрьев) ведьмы с неба сбрасывают луну, превращают её в корову и доят.
В народе считали, что святой Дмитрий приносит зиму, а святой Георгий – лето. С этим связаны и некоторые поговорки:
Пришел к нам святой Дмитрий на белом коне.
Дмитриев день – зима уже лезет на плетень.
У южных славян Дмитриев день отделял летнюю часть года от зимней. В этот период заканчивались сроки хозяйственных договоров и долговых обязательств. За полгода работы наниматели расплачивались с овчарами, пастухами и слугами, после чего заключали договора на следующую половину года.
Приметы на Дмитриев день:
Если в этот день снег выпал, то и на Пасху будет снег.
Если на Дмитрия оттепель, то зима и весна тоже теплыми будут.
Видео: Святой великомученик Димитрий Солунский
[fvplayer src=»https://www.youtube.com/embed/2iaUfOhC6ZA» splash=»https://viralife.ru/wp-content/uploads/2018/11/hqdefault.jpg»]