Министерство финансов предложило увеличить налог на добавленную стоимость в России на 2 процентных пункта, до 22%. Эта инициатива, в частности, направлена на обеспечение сбалансированности бюджета России на 2026–2028 годы и укрепление обороны и безопасности страны. Изменения в налоговой политике и проект бюджета на 2026–2028 годы были направлены в правительство. Подробности можно найти в материале «Газеты.Ru».
Для увеличения доходов бюджета на 2026–2028 годы Минфин предложил семь изменений в налогообложении. Если они будут одобрены, изменения вступят в силу с 1 января 2026 года.
Среди предложенных изменений:
- увеличение основной ставки НДС с 20% до 22% для большинства товаров и услуг;
- сохранение льготной ставки НДС 10% для социальных категорий: продуктов питания, медикаментов, медицинских товаров, товаров для детей;
- введение федерального налога на игорный бизнес в размере 5% от суммы ставок игроков, плюс налог на прибыль по общей ставке;
- продажа долей в государственных предприятиях, прежде всего тех, которые поступили в доход государства по решениям судов, при этом контрольные пакеты стратегически важных компаний останутся у государства;
- снижение порога уплаты НДС с 60 млн до 10 млн рублей, что должно уменьшить практику дробления бизнеса и увеличить количество налогоплательщиков;
- окончание действия льготных страховых тарифов для малого и среднего бизнеса и IT-компаний, введенных во время пандемии; льготы для приоритетных отраслей сохранятся, а для IT будут пересмотрены, но не отменены;
- введение авансового НДС для импортеров — обязательный платеж до ввоза товаров, чтобы остановить схемы «серого» импорта.
О возможном увеличении НДС сообщало агентство Reuters, ссылаясь на свои источники. Reuters упоминало, что правительство России изучает возможность повышения налогов в стране. Сотрудники агентства уточнили, что наибольший объем поступлений в казну обеспечивается именно за счет повышения налога на добавленную стоимость. Например, в прошлом году НДС составил почти 37% всех поступлений в федеральный бюджет.
В министерстве подчеркнули, что предполагаемые изменения в Налоговый кодекс прежде всего направлены на финансирование обороны и безопасности России. В ведомстве также разъяснили, какие дополнительные цели необходимо достичь за счет нововведений.
Так, новый налог на игорный бизнес, согласно замыслу ведомства, позволит учитывать не только обороты, но и фактическую прибыль компаний, сделав деятельность игорного бизнеса более прозрачной. Это особенно актуально для отрасли, где при высоких оборотах налоговая отдача традиционно остается низкой, отметили в Минфине.
Снижение порога уплаты НДС с 60 млн до 10 млн рублей направлено на борьбу со схемами дробления бизнеса, когда компании искусственно делят свои обороты, чтобы оставаться на льготном режиме. Снижение порога позволит более эффективно пресекать такие практики и обеспечит более плавный переход для растущих предприятий к общему режиму налогообложения, уверены в Минфине.
«Одновременно планируется пересмотр льготных тарифов страховых взносов для малого и среднего бизнеса. Для ряда сфер, включая торговлю, строительство и добычу полезных ископаемых, вводятся общие тарифы — 30% до предельной базы и 15% свыше нее.
Для приоритетных отраслей (обработка, транспорт, электроника и другие) пониженные тарифы останутся. Льготы для МСП были введены в период пандемии для поддержки занятости, но, по данным правительства, свою задачу они уже выполнили: в секторе наблюдается устойчивая положительная динамика», — отметили в министерстве.
С 1 января 2026 года у российских работодателей также появится обязанность начислять страховые взносы с выплат руководителям, исходя из величины не менее одного МРОТ. Это должно закрыть широко распространенную схему с «нулевыми» зарплатами и сократить объем «серых» выплат через фирмы-однодневки.
Увеличение налога на добавленную стоимость (НДС) с 20% до 22% может принести федеральному бюджету более 1 трлн рублей дополнительных доходов, заявил в беседе с «Газетой.Ru» главный экономист «БКС Мир инвестиций» Илья Федоров. По его оценке, эта мера даст 1–1,2 трлн рублей стабильного источника для финансирования постоянных расходов.
«Это не самый популярный, но быстрый и эффективный инструмент. Он приведет к однократному росту цен, а адаптация экономики займет около двух кварталов.
В 2019 году вклад повышения НДС в инфляцию составил около 1 п.п. В настоящее время, чтобы сдержать инфляцию, Центробанк, вероятно, будет медленнее снижать ключевую ставку и возьмет паузу в начале 2026 года», — отметил эксперт.
Федоров подчеркнул, что решение о повышении НДС выглядит разумным и с политической точки зрения:
«Повышение НДФЛ второй год подряд общество восприняло бы сложнее. Кроме того, доля состоятельных граждан в России невелика, и собрать 1 трлн рублей доходов за счет прогрессивной шкалы было бы невозможно», — пояснил экономист.
По его словам, российская налоговая система традиционно ориентируется на косвенное налогообложение: рост цен воспринимается привычнее, чем сокращение располагаемых доходов из-за прямого повышения налогов. При этом, добавил он, именно повышение НДФЛ теоретически могло бы иметь больший дезинфляционный эффект — изъятие доходов снижает совокупный спрос.
«В условиях, когда бюджет уже взял на себя обязательства на 27 трлн рублей, снижение инфляции и ключевой ставки значительно облегчило бы долговую нагрузку, особенно при дефиците «длинных» денег в экономике», — заключил Федоров.
Как изменения повлияют на цены
По оценкам Минфина, повышение НДС добавит к инфляции около 1,3%. В ведомстве подчеркивают, что рост цен будет умеренным и контролируемым: благодаря сопутствующим мерам инфляция в 2025 году прогнозируется на уровне 6,8% год к году, а затем должна снижаться.
В последний раз ставка НДС повышалась в 2019 году — тогда рост с 18% до 20% привел к увеличению инфляции примерно на 0,6 процентного пункта, по оценкам Банка России. В Минфине отметили, что текущее повышение более значительное, но сопутствующие меры смягчат эффект для потребителей.
При этом ставка НДС в 10% сохраняется для всех социальных товаров. К ним относятся, например: продукты питания, лекарства и медицинская продукция, товары для детей.
Повышение НДС может добавить к годовой инфляции в России около 1 процентного пункта, заявил «Газете.Ru» инвестиционный стратег «Гарда Капитал» Александр Бахтин. По данным Минэкономразвития, годовая инфляция на 15 сентября достигла 8,02%. Если бы планируемые изменения вводились прямо сейчас, то ее уровень повысился бы до 9,02%, по оценкам.
По его словам, рост фискальной нагрузки неизбежно приведет к снижению спроса.
«Однако производители и ритейлеры, столкнувшиеся с увеличением издержек, будут вынуждены повышать цены. Дополнительный эффект — замедление снижения ключевой ставки. Не исключено, что скачок цен вынудит регулятора сделать паузу в ее снижении. В целом повышение НДС отложит нормализацию денежно-кредитной политики и переход экономики к сбалансированному росту. При принятии проекта бюджета и поправок курс рубля может оставаться более устойчивым: за счет аккуратного сценария по ключевой ставке доллар до конца года будет стоить 86–87 рублей, а не превысит отметку в 90 рублей», — отметил Бахтин.
Как изменения повлияют на малый бизнес
Отмена льготных тарифов страховых взносов негативно скажется на добросовестных малых и средних компаниях, считает глава Союза бухгалтеров и налоговых консультантов, основатель Biznesinalogi Евгения Мемрук. В беседе с «Газетой.Ru» она напомнила, что сворачивание государственной поддержки МСП было предсказуемым: еще с 1 января 2025 года порог для применения льготы повысили с одного МРОТ до 1,5 МРОТ, тем самым обозначив курс на ее отмену.
По словам эксперта, льгота изначально была предназначена для бизнеса с «белыми» высокими окладами и корректным оформлением кадров — компании с низкими официальными зарплатами не могли воспользоваться ею. Теперь же, из-за роста фискальной нагрузки, стимулы выводить оплату труда из тени ослабевают, что увеличивает риски обратного эффекта.
Некоторое смягчение почувствуют лишь организации на упрощенной системе налогообложения с объектом «доходы»: уплаченные страховые взносы уменьшают сумму единого налога. Для других категорий плательщиков увеличение взносной нагрузки прямо отразится на себестоимости, добавила Мемрук.
Она отметила, что льготные тарифы были антикризисной мерой периода пандемии, поэтому формально их сворачивание ожидаемо. В то же время бизнес рассчитывает на компенсирующие решения — например, расширение перечня льготных видов деятельности по аналогии с началом года, когда для обрабатывающих производств ставка страховых взносов была установлена на уровне 7,6%. Компаниям, особенно с высокими официальными зарплатами, придется оперативно пересмотреть финансовые модели до конца года, резюмировала эксперт.
В свою очередь, снижение порога доходов для применения упрощенной системы налогообложения (УСН) до 10 млн рублей фактически лишает ее основного преимущества, заявила Мемрук. По ее словам, в этих условиях подавляющее большинство малых и средних компаний будет обязано платить налог на добавленную стоимость (НДС).
«Ранее инициатива по внедрению НДС для части «упрощенцев» рассматривалась как точечная мера, которая коснется не более 3% бизнеса. Но новый порог в 10 млн рублей означает, что требование распространится практически на всех. Фактически упрощенная система налогообложения в том виде, в каком она существовала долгие годы — с освобождением от НДС, — перестает существовать. Мы наблюдаем постепенный отказ от режима и переход к повсеместному налогообложению добавленной стоимости», — пояснила Мемрук.
Она отметила, что единственным положительным элементом остается возможность применять льготные ставки для предприятий на УСН — 5% или 7% с оборота без права на налоговые вычеты. Такая практика существует и в некоторых зарубежных странах. Однако как инструмент снижения административной и налоговой нагрузки «упрощенка» теряет свое значение, резюмировала эксперт.
Социальные и бюджетные приоритеты
Поправки к бюджету-2025 предполагают дополнительные расходы на социальные программы: семейную ипотеку, уход за пожилыми и инвалидами, поддержку сельхозпроизводителей и ремонт дорог.
Проект бюджета на 2026–2028 годы устанавливает три приоритета: выполнение всех социальных обязательств, обеспечение обороны и безопасности, а также достижение национальных целей развития.
Детский бюджет
В социальной сфере ключевым элементом станет «детский бюджет», который превысит 10 трлн рублей. С 2026 года вводится ежегодная семейная выплата в виде возврата части налога на доходы физических лиц (НДФЛ) для семей с двумя и более детьми (с учетом критерия нуждаемости). Дополнительно более 1 трлн рублей будет направлено на здравоохранение за шесть лет, а еще 900 млрд — на национальный проект «Продолжительная и активная жизнь». Деньги на обеспечение лекарствами и профилактику сердечно-сосудистых заболеваний предусмотрены в проекте бюджета в полном объеме.
Проект федерального бюджета на 2026–2028 годы закрепляет приоритетное финансирование образовательной инфраструктуры. В документе предусмотрено свыше 500 млрд рублей на строительство и ремонт детских садов, школ, университетских общежитий и кампусов.
Таким образом, более 50 млрд рублей будет направлено на капитальный ремонт детских садов, еще 26 млрд — на строительство новых дошкольных учреждений. На ремонт школ в течение трех лет предусмотрено свыше 290 млрд рублей, а почти 110 млрд выделят на возведение 150 новых школ к 2030 году. Отдельное внимание уделено высшему образованию. На ремонт студенческих общежитий планируется свыше 70 млрд рублей, а к 2030 году власти рассчитывают построить 25 университетских кампусов. К 2036-му их число должно превысить 40.
Оборона
Отдельный блок касается обороны. Запланированные ресурсы должны обеспечить защиту городов и инфраструктуры, нарастить силы ПВО и антидроновые комплексы, модернизировать оборонно-промышленные предприятия. Как сообщили в Минфине, расходы на безопасность и оснащение армии необходимы для предотвращения угроз и достижения скорейшей победы.
Нацпроекты
Национальные проекты станут еще одним приоритетом. В ближайшие шесть лет их финансирование превысит 41 трлн рублей — в 2,6 раза больше, чем в предыдущий аналогичный период. Особое внимание уделяется технологическому развитию: станкостроению, беспилотным авиационным системам, промышленной робототехнике и автоматизации производства.
Запланированы значительные вложения в дороги, общественный транспорт, коммунальную инфраструктуру, обновление сельских территорий и ликвидацию аварийного жилья.
Ипотека
В проекте федерального бюджета на 2026–2028 годы сохранен приоритет поддержки семей с детьми через льготные ипотечные программы. На эти цели предусмотрено около 1,8 трлн рублей. Кроме того, Минфин предложил уже в 2025 году дополнительно направить свыше 230 млрд рублей на продление и расширение действующих ипотечных льгот. Это решение должно обеспечить доступность кредитования для семей и сгладить рост нагрузки на рынок жилья.