По запросу «МН» уроки для родителей предоставили многодетные семьи Абдульменовых из Воронежской области и Савельевых из Подмосковья.
У Светланы и Радика Абдульменовых, проживающих в селе Пески Поворинского района Воронежской области, 27 детей. Трое из них родные и уже взрослые. Остальные являются приемными. Восемь из них учатся в школе, трое — первоклассники.
Воронежскую область время от времени атакуют украинские дроны. На днях в очередной раз был нанесен удар по Борисоглебску, который находится неподалеку от села Пески. Тем не менее, жизнь продолжается, и местные жители уже давно научились находить радость в повседневных делах.
— В этом учебном году у нас восемь детей начали обучение в школе, — делится Светлана Валерьевна. — Трое из них — первоклассники: Надюша, Максимка и Владушка. Сашенька и Ира учатся в третьем классе, Ариша и Полина — в шестом, а Володе 18, он уже студент.
Первоклассники, по ее словам, начали учебу с энтузиазмом. Цветы для учителя они вырастили сами на своем участке. Школьную форму, рюкзаки и канцтовары закупили заранее, не в сезон, чтобы избежать паники в последнюю неделю августа, не нарушая семейный бюджет.
— Летние каникулы не должны стать для ребенка временем расслабления и безделья, — подчеркивает мама большой семьи, — когда он проводит три месяца, сидя за телефоном или компьютером. А потом наступает сентябрь… У нас день всегда насыщен, независимо от того, каникулы или нет.
Вместе — родители и дети — ухаживают за садом и огородом, за теплицами. Особой гордостью являются лимоны весом от килограмма и больше. Полюбоваться этими гигантскими плодами приезжают даже из других городов. В последние дни перед началом учебного года Абдульменовы занимались заготовками на зиму — соленьями и вареньем. Опять же, все вместе. В процессе обсуждали планы на предстоящий учебный год. Можно сказать, грандиозные…
«УЧИТЕЛЬ – ЭТО ВОЛШЕБНИК»
Когда-то Светлана и Радик участвовали в художественной самодеятельности, там и встретились. Оба убеждены, что творчество помогает раскрывать лучшие качества в детях. Поэтому они создали свой собственный семейный ансамбль «СемьЯ». Они ставят музыкальные номера и целые спектакли, с которыми выступают в родной Воронежской области, иногда выезжают за ее пределы. В настоящее время, например, они готовятся к конкурсу для вокальных коллективов, объявленному певицей Дианой Гурцкой. Он пройдет в Москве.
Выполнение домашних заданий в многодетной семье — это зона ответственности самих детей, уточняет собеседница.
— Я им так говорю: я не имею права вас не накормить. А вы не имеете права не выполнять домашние задания, — отмечает Светлана Валерьевна. — Бывает, что они ленятся. Ну и что. Не хочешь — не делай. Но когда мы с другими детьми поедем на экскурсию или на концерт, или в парк кататься на аттракционах, ленивец останется дома. И, знаете, это работает. Двойки тоже бывают: это жизнь. Мы не делаем из этого трагедию. Особенно если понимаем, что ребенок старается, но предмет пока не удается, ведь у всех разные способности. «Молодец, так и продолжай», — говорю в ответ на сообщение о двойке. Однажды одна из дочерей сказала мне: «Лучше бы ты ругала и кричала, чем произносила эту фразу. Я же понимаю, что не молодец». Она постаралась и исправила двойку. Я похвалила: «Теперь точно молодец». Вижу, как засияли ее глаза. Когда ребенок чувствует, что у него получается, и замечает восхищение родителей, ему начинает нравиться учиться.
Также важно, чтобы родители и школьные учителя слушали друг друга. Светлана Валерьевна сама педагог по образованию, более 30 лет преподавала математику.
— Мы нашим первоклассникам говорим, что волшебник-учитель научит вас читать и писать. Когда идем к врачу — объясняем, что волшебница-доктор подарит вам здоровье. Ни в коем случае, даже если педагог не прав, нельзя обсуждать его при ребенке: мол, такой-сякой. Лучше прийти в школу и поговорить лично. Если учитель умный, всегда можно найти общий язык.
ШКОЛА НЕ СКАЗКА, А ОБЯЗАННОСТЬ
У Светланы Савельевой и ее супруга Рустама Гильванова из Одинцовского района Московской области 19 приемных детей. Часть из них уже взрослые и самостоятельные. Троих мальчиков — родных братьев — приемная мама забирала из детского дома в Донбассе, где военные действия идут с 2014 года. Многие дети там с рождения не знают, что такое мирная жизнь.
— Довольно долго они адаптировались к спокойной жизни. Вздрагивали от каждого звука. Среди ночи, проснувшись, бежали прятаться в подвал, забываясь, — призналась Светлана.
Семья Савельевых с Ярославской Ольгой Владимировной, Уполномоченной по правам ребенка в г. Москве
На прифронтовых территориях учебные заведения функционируют в удаленном формате. Это создает трудности как для педагогов, так и для самих учеников. Связь не всегда работает, нет возможности выполнить задания. И даже обычная прогулка во дворе становится опасным делом: в любой момент может начаться артобстрел. Кстати, дети Донбасса и приграничных территорий различают виды оружия по звуку. Поэтому дети «оттуда» лучше других понимают цену возможности ходить в школу каждый день и под мирным небом.
— Володя, младший из братьев из Донбасса, в прошлом году с удовольствием ходил на подготовительные занятия. Он очень хорошо учился, буквально впитывал каждое слово учителя. Сейчас читает бегло, таблицу умножения выучил. И в этом году в первый класс пошел с радостью, — рассказывает приемная мама.
Вещи для школы, уточнила она, заказывают на маркетплейсах. Не покупают в магазинах или на рынке. Это обеспечивает значительную экономию.
— Максиму 10 лет, он учится в четвертом классе, Катя — в шестом, Матвей — в седьмом, Дима — в восьмом, Леша — в девятом, — перечисляет Светлана остальных учеников своей большой семьи. Она признается, что Катя, например, не очень любит учиться. Но мальчишки из Донбасса вдохновляют ее на интерес к школьным знаниям.
— Эмоции родителей крайне важны. Если мама и папа уже выгорели от постоянных школьных проблем, не имеют лишнего ресурса, с тревогой ждут 1 сентября, то чего мы хотим от детей? Они же как лакмусовая бумажка — отражают мир своих родителей, — говорит собеседница.
Светлана считает, что многие взрослые, погруженные в собственную карьеру, мечтают только о том, чтобы дети не создавали им проблем. И если они ведут себя нормально, то зачем им уделять время? И только когда у них появляются двойки, начинают беспокоиться — ругают и кричат, садятся вместе делать уроки.
А детям того и надо! По мнению Светланы, они иногда специально получают двойки, чтобы привлечь внимание родителей.
— Уделяйте время детям не потому, что грянул гром, а потому, что они нуждаются в вас, — советует опытная мама. — При этом важно объяснить им, что школа — это не сказка, не праздник, а обязанность, а знание — ресурс, которым они будут пользоваться в будущем.
Виктория Катаева