Обучение детей мигрантов, не владеющих русским языком, приводит к хаосу в школах.
Социологи из Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС опросили российских учителей региональных столиц, городских и сельских поселений Новгородской, Челябинской и Ярославской областей, с какими проблемами им приходится сталкиваться, когда к ним за парты садятся дети мигрантов. Выяснилось, что такие школьники есть в классах 41% респондентов, а 53% педагогов отметили, что у детей мигрантов есть проблемы с владением русским языком и, как следствие, с освоением общеобразовательных дисциплин. Кроме того, большинству учителей (64%) приходится прилагать дополнительные усилия для работы с учениками, плохо говорящими на государственном языке России.
Исследование РАНХиГС лишний раз подтвердило очевидное: работа с детьми-мигрантами — это дополнительная и весьма весомая организационная и педагогическая нагрузка на школу. Миллионы иностранцев едут на заработки в Россию, перевозят сюда свои семьи, которые ни слова не понимают по-русски, а когда приходит время отдавать ребенка в школу, ни у кого не возникает вопроса, как этот ребенок собирается учиться. Если мигранты-рабочие могут помочь решить некоторые проблемы строительной отрасли, ЖКХ и других сфер экономики, то приехавшие за ними «паровозом» дети создают для образовательной сферы непреодолимые сложности, которые не компенсируются ни морально, ни материально.
Более того, в СПЧ уже не раз заявляли, что практика, при которой не говорящие по-русски дети иностранцев получают статус школьников, нарушает права учителей. Они вынуждены учить детей русскому языку, а потом еще и тратить больше времени на прохождение материала школьной программы, подстраиваясь под слабых учеников и тормозя остальных ребят в классе. Выходит, что нарушаются еще и права русскоговорящих детей. Но почему они-то должны страдать и осваивать программу черепашьими шагами только потому, что кто-то рядом с ними ни бе ни ме по-русски?
«Дети из семей, переехавших на постоянное место жительство в Россию, прежде чем придут в школу, должны выучить язык. Почему мы должны брать в школу ребенка, который пришел в седьмой класс, не зная вообще ни единого слова на русском?» — возмущается Глава Рособрнадзора Анзор Музаев. По мнению руководителя Рособрнадзора, если не выставлять такие требования, уважать и учить русский язык не заставить.
Его мнение разделяет председатель Cовета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев. «Ребенка, не знающего русского языка, нельзя принимать в школу. В противном случае обучение всего класса будет сорвано. Если закон не позволяет не принимать детей в школу, значит, надо изменить закон. И в законе должно быть два обстоятельства: не принимать детей в школу, не знающих русский язык, и этот же закон должен требовать обучения русскому языку в специализированном центре, чтобы не взваливать эту обязанность на школы», — считает Валерий Фадеев.
Проблеме не один год. Чиновники и депутаты охают и ахают, обсуждая больную тему, но пока ничего не сделали, чтобы хоть как-то изменить плачевную ситуацию. А дело-то за малым — изменить законодательство так, чтобы оно требовало знания русского языка от ребенка до того, как он поступает в школу. Надо четко дать понять приезжим: хотите, чтобы ваши дети учились в России, пусть сдают тест на знание русского и только потом получают право быть зачисленными в школу. Если не хотят учить язык, пусть едут к себе на родину и учатся там на своем родном без каких-либо преград.
Елена Казанцева.