Учебник семьеведения, о котором говорили не один месяц, наконец презентован. И он сразу же вызвал большой «ля шкандаль» из-за редактора — не только психолога, но и «родолога» Ксении Мосуновой. Обнародовать текст фундаментального труда для школьников авторы и издатели не торопились. И теперь понятно почему. Очень уж он получился неоднозначным.
Первая часть «Семьеведения» легко заткнет за пояс лучших резидентов стендапа и почившего юмориста Задорнова. И Зощенко с подзабытым Аверченко иногда — так лихо у них там все сформулировано. Переполох вокруг нового учебника внеурочного, слава богам, семьеведения поднял священник РПЦ Павел Островский. Батюшка обнаружил, что Ксения (Губина) Мосунова, указанная как редактор обеих частей издания, не только психолог, но и «родолог». «Родология» — как «телегония», с которой тоже были прецеденты, но только не от псевдобиологии пляшет. Здесь всем рулит «родовая память».
Реакция оказалась мощной. Не только в Госдуме, но и повыше (в Совете Федерации) заявили, что не будут «учить своих детей по этому учебнику». И даже «свои» в лице депутата Милонова сказали, мол, жуть!
Привлеченный такой хорошей рекламой, «МК» зачел первую часть учебника, что для 12–14-летних подростков писана. Еще недавно текст неоткуда было взять, а ныне депутат Нина Останина (одна из главных инициаторов семьеведения) разместила «первый том» у себя в соцсетях как аргумент в споре.
Список составителей-экспертов звучит внушительно: «108 специалистов, из них 4 доктора наук, 7 кандидатов наук». Да еще «редакторы, издатели и эксперты с разным профессиональным опытом». Им отдельный привет, особенно от филологов.
Во первых строках сказано: «Слово «отец» происходит от слова «отечество». Ну что же: принципам семьеведения это, конечно, соответствует… в отличие от принципов и правил языкознания. Там-то все наоборот.
И дальше такая же оруэлловщина идет: «Семейные ценности — одна из основ вероучения всех традиционных религиозных направлений, существующих в России». А традиционные конфессии считают, что это они основа семьи, а не наоборот.
Читаем дальше: «Большая семья — это твой жизненный ресурс». Духовный или нравственный и даже вспомощной, возможно. Но уж ресурсы — именно то, чем небогаты многодетные, с воды на хлеб перебивающиеся.
Учебник косит под современность, в нем много анимированных картинок, упоминаются гаджеты. А вот содержание как будто застряло в прошлом десятилетий этак на… на много. «Папа инженер, он гордится тем, что работает и созидает». «Мама — воспитываю 4 детей, люблю выращивать домашние растения». Дедушка — летчик в прошлом, он на заглавной картинке. О бабушке история умалчивает…
В историческом экскурсе дается упоминание о патриархальной семье. Не самый ядовитый отрывок из «Домостроя» приводится — ничего о «побивати» жен с чадами и домочадцами там нет. Зато теперь, пишут авторы, у нас в ходу партнерская семья. Ну-ну…
Много и откровенно смешного — не зря ж вспомнился Аверченко. «Многие объединения людей, от рок-групп до спортивных команд, стремятся быть похожими на семью», — продвигают авторы пиар фамилии как социального института.
Продолжаем: «Семейное общение — это не только повседневная переписка в социальных сетях…» Супергерой на дому: вымой посуду, помоги бабушке с компьютером. Или практикум: «Опиши, каким бы был мир, если бы в нем не было семьи?» Очень полезно в 13 лет, мальчики такое в смартфоне на каждой перемене смотрят.
Насчет авторитетов в семье есть в учебнике такие строки: «Папа — защитник и опора в семье». Он «не только воспитывает детей, но и передает им семейные традиции». Это не все: папа «решает семейные задачи, справляется с трудностями». Он точно авторитет и «эмоциональная поддержка». Не успели многочисленные мамы, одинокие и не очень, отойти от удивления и попенять Некрасову, который своими избами и конями их явно сбил с панталыку, как узнали (я даже приведу эту цитату целиком): «Материнство — это как умение плести волшебные ковры из заботы и любви».
Останина с Мосуновой и 108 «кандидатами наук» полагают, что «мама обнимает тебя перед сном и рассказывает сказку. Мама — тот человек, который помогает тебе чувствовать себя любимым и защищенным». Поддерживает, подбадривает…
От души хочется проникнуть в блистающий мир, описанный в учебнике. И к мамам — легкокрылым феям домашнего очага, присоединиться. Смущает лишь предложенный ниже пример подбадривания мамой своего ребенка: «Я знаю, ты справишься с этой работой, ты все знаешь — готов к контрольной, весь вечер повторял материал»… Кажется, что это проговаривает ИИ, причем не слишком-то дружелюбно настроенный к человеку.
Как еще понять, что теоретические выкладки ни к черту, — посмотреть на примеры. Единственный пример счастливой семьи, что выцепили составители учебника из русской классической литературы, — Ростовы из «Войны и мира». Их можно понять: а кого еще в назидание брать? Карениных или Облонских? Арбениных? Кирсановых? В русской литературе, увы, дефицит счастливых семей… Зато вот Пушкина составители приводят как пример многодетного папы. Это менее очевидно, но тоже образчик не очень. И не потому, что огромные карточные долги, «грехи молодости», которые царь оплачивал. После первенца при родах своей «мадонны» Александр Сергеевич не присутствовал, не любил он «этого всего». Криков, стонов, возни с новорожденным… Отцом своим «Машке, Гришке, Сашке и Наташке» был нежным, но довольно-таки поверхностным.
Впрочем, что Пушкин — обычным подросткам учебник советует вплотную заняться составлением родословной. Вот встретились одноклассники: «Привет, зачем ты рисуешь генеалогическое древо?» Семейные традиции описываются как ужины по воскресеньям и настольные игры всей семьей. Дополнительные идеи: записи рассказов бабушек и дедушек. Тематические вечера, посвященные семейной истории. В общем, как теплых дней или как соловей лета ждем учебник для 8–9-го класса. Времена нынче нелегкие, в чем-то даже суровые. Нам без семьеведения скучно…