Что можно, а что нельзя делать 19 октября в Фомин день

19 октября в народном календаре отмечается день апостола Фомы — одного из двенадцати учеников Христа, известного как «Фома неверующий». Однако на Руси его почитали не за сомнения, а за бережливость и практичность, присвоив ему другое, более сытное имя — Фома Хлебник. Этот день символизировал своеобразный рубеж, когда подводились итоги года и начинались приготовления к зиме, а хлеб становился важнейшим элементом и символом благополучия.

Что можно, а что нельзя делать 19 октября в Фомин день

Что МОЖНО и НУЖНО делать 19 октября

  • Печь и есть хлеб. Это основная традиция дня. Считалось, что если начать утро с куска свежеиспеченного хлеба, в доме весь год будет царить изобилие и сытость. Хлеб, который был испечен в этот день, обладал особой силой.
  • Делиться хлебом с нуждающимися. Горбушку каравая или целый кусок обязательно отдавали больным, слабым или бедным. Такой поступок не только помогал страждущим, но и привлекал достаток в дом дающего. Скупость на милостыню в Фомин день считали предвестником будущей нужды.
  • Подводить итоги и считать запасы. Фома — покровитель бережливых. В этот день традиционно проверяли амбары, погреба и закрома («крóмы»), подсчитывая, хватит ли запасов на зиму. Говорили: «На Фому тащи все в крому». Это отличный день для планирования бюджета и решения финансовых вопросов.
  • Усердно трудиться. Лень в этот день считалась худшим грехом. Любая работа, особенно связанная с хозяйством, сулила скорое вознаграждение. С этого дня начинали приучать детей к ремеслам: девочек — к шитью и готовке, мальчиков — к мужским работам.
  • Гадать на хлебных крошках. Девушки пекли калачи, пили чай и следили за тем, как падают крошки. Крупные сулили достаток, мелкие — хлопоты, а упавшие мимо стола — путешествие.

Что НЕЛЬЗЯ делать 19 октября

  • Лениться и бездельничать. Лежание в постели и праздность могли «отпугнуть» удачу и привести к финансовым проблемам и бедности зимой.
  • Быть расточительным. Не следует хвастаться богатством, делать ненужные покупки или транжирить деньги. Фома благоволит к скромным и расчетливым.
  • Выбрасывать хлеб. Это табу действовало всегда, но 19 октября оно было особенно строгим. Засохший хлеб следовало отдать птицам или скормить животным.
  • Переедать и шумно веселиться. День должен проходить в спокойной, трудовой атмосфере. Чрезмерное веселье и обжорство, согласно приметам, могли навлечь на семью нужду.
  • Сплетничать и хвастаться личным. Девушкам запрещалось рассказывать о своих кавалерах, иначе можно было их «сглазить» и остаться в одиночестве.

Роль хлеба в этот день была сакральной. Он служил не просто пищей, а индикатором благосостояния: если выпечка поднималась пышной и румяной — семью ждала радость, если оседала или трескалась — готовились к трудностям. Хлебом делились, им лечили, на него гадали и через него благодарили высшие силы за урожай.

Следуя этим простым правилам, наши предки не только готовили дом к зиме, но и выстраивали гармоничные отношения с миром, где труд, щедрость и уважение к хлебу были залогом счастливой жизни.

Кто такой апостол Фома?

В истории христианства, пожалуй, нет другого апостола, чье имя стало бы столь нарицательным, как имя Фомы. Выражение «Фома неверующий» известно даже тем, кто далек от религии. Но за этим кратким определением скрывается глубокая и драматичная судьба одного из самых преданных и страстных учеников Христа.

Фома Близнец: верный последователь

До встречи с Иисусом Фома, чье имя с арамейского переводится как «Близнец», был простым галилейским рыбаком. Услышав проповедь Христа, он оставил свою прежнюю жизнь и без колебаний последовал за Ним, войдя в число двенадцати ближайших апостолов.

Его характер ярко проявился в эпизоде перед воскрешением Лазаря. Когда Иисус, несмотря на угрозу расправы, решил идти в Иудею, другие ученики робко отговаривали Его. Но Фома, проявив решимость и верность, заявил остальным: «Пойдем и мы умрем с Ним». Это говорит не о малодушии, а о готовности разделить с Учителем самую страшную участь.

Фома Неверующий: кризис веры, рожденный скорбью

Самый известный эпизод, определивший его посмертную славу, произошел после Воскресения Христа. Когда воскресший Иисус впервые явился ученикам, Фомы среди них не было. Услышав радостную весть, он не смог в нее поверить. Горечь утраты была так велика, что он отказался принимать веру на слово и выдвинул жесткое условие:

«Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».

Спустя восемь дней Христос снова появляется перед апостолами и, обращаясь непосредственно к Фоме, предлагает ему сделать именно то, о чем он говорил: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим».

В этот момент происходит перерождение. Фома, пораженный тем, что Христос не только воскрес, но и услышал его сомнения, произносит величайшее исповедание веры, вырвавшееся из самой глубины души: «Господь мой и Бог мой!».

Эти слова — не просто признание факта воскресения, а осознание Божественной сути Иисуса. Его сомнение было не упрямством, а стремлением к личной, осязаемой встрече с истиной, которая, будучи обретенной, сделала его веру непоколебимой. На что Христос ответил ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие».

Фома Проповедник: апостол далеких земель

После сошествия Святого Духа апостолы бросили жребий, кому в какую землю идти с проповедью. Фоме выпала далекая и загадочная Индия. По преданию, он сначала отказался, считая задачу непосильной, но ему было видение, после которого он смирился.

Его миссионерский путь был одним из самых долгих и успешных. Он проповедовал в Палестине, Месопотамии, Эфиопии и, наконец, достиг Индии, где основал одну из древнейших христианских общин. Его проповедь, подкрепленная чудесами, обратила ко Христу многих местных жителей, включая супругу и сына индийского царя. За это апостол Фома был схвачен, подвергнут пыткам и пронзен копьями, приняв мученическую смерть за свою веру.

Наследие Фомы

Таким образом, апостол Фома — это гораздо больше, чем «неверующий». Это цельный и искренний человек, чья вера прошла через испытания сомнения и стала несокрушимой. Он является символом:

  • Искреннего поиска истины, который Бог не осуждает, а благословляет.
  • Личной встречи с Богом, к которой стремится каждая душа.
  • Мужественной веры, готовой идти до конца, даже на смерть.

Он показывает, что сомнение — не приговор вере, а возможный этап на пути к ее обретению, который может привести к самому сильному и осознанному исповеданию: «Господь мой и Бог мой!».

Эксклюзивы, смешные видео и только достоверная информация — «МК» в MAX

Источник: www.mk.ru

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях