Что изменилось в школе в 2025 году: сокращение ОГЭ и единое расписание

За новогодним столом существует традиция поднимать бокал «за все хорошее, что произошло в прошлом году». «МК» решил продолжить эту практику и отметить все новое и позитивное, что случилось в прошедшем учебном году в учебных заведениях.

Что изменилось в школе в 2025 году: сокращение ОГЭ и единое расписание

Нельзя не упомянуть, что в школах, как и в целом в образовательной сфере, все изменения происходят постепенно, без резких шагов. Поэтому о некоторых реформах или новшествах забываешь, когда они начинают реализовываться.

Вот, казалось бы, совсем недавно был принят закон о запрете телефонов в школах — это произошло в 2023 году. И тогда же стартовали часы профориентации «Профессия — мои горизонты», к примеру. А «кажется, что это было вчера» — распространенная фраза, но она очень точно отражает мягкую динамику образовательных реформ.

Итак, именно в 2025-м (для учебного года это первое полугодие, а не целый год) было введено понятие единого расписания, основанного на суточных и недельных биоритмах детей, с акцентом на снижение учебной нагрузки. Это сделано, например, чтобы не назначать контрольные и проверочные работы первыми уроками, а «наиболее нагруженные» дни ставить на вторник и среду — научно обосновано, что школьники наиболее продуктивны «посередине» недели. Последними уроками рекомендуется проводить рисование, музыку, физкультуру.

Единое расписание, которое многих порядочно «загрузило» вначале из-за непонимания, как оно будет выглядеть, в конечном итоге вызвало удовлетворение в школах. Администраторы и учителя сделали все возможное. Тем более, что суть этого новшества схожа с большинством других — оно носит рекомендательный характер.

Снижение учебной нагрузки (контрольные должны занимать не более 10% учебного времени), контроль над «домашкой», которая должна занимать у старшеклассников не более 3,5 часов в день, — это также часть нововведений этого года.

Что касается мнений родителей и учеников, то «самостоятельные» задания остались на усмотрение учителя. Цифровых заданий стало явно меньше, но их разгрузка началась еще в прошлом учебном году.

Возможно, отсутствие прежних районных и городских работ могут подтвердить в регионах. В Москве же «городским валом» прошли осенние диагностики по различным предметам. Отличники почти не заметили этих тестов, хорошие ученики поработали, а другие явно провели за тренировками больше 2–3 часов. Некоторые учителя продолжают задавать перед МЦКО «полотна» заданий, как это было раньше. В общем, родители выражают недовольство: «сверху» стараются, но неплохо бы внести ясность в педагогический состав «на местах», а также синхронизировать ДЗ по разным предметам. Но это задача будущего, в которой ИИ может помочь.

О новых изменениях в истории и обществознании — предметах, которые были значительно обновлены и переработаны в прошлом учебном году, почти не упоминают. Это обычно говорит о том, что переход прошел гладко, «всем все очевидно».

Наиболее заметные изменения этого (и частично прошлого) года касаются учащихся 9-го класса. В Москве, Санкт-Петербурге и Липецкой области продолжается эксперимент с «усекновением» и разделением на два ОГЭ (общий государственный экзамен). Теперь поступающие в колледжи сдают только два основных предмета: русский язык и математику.

По словам министра просвещения РФ Сергея Кравцова, «56% бюджетных мест в СПО сегодня выделяется на подготовку специалистов по техническим профессиям». Интерес к точным наукам значительно возрос на всех уровнях образования, включая колледжи.

Глава ведомства также отметил, что в 2025 году «63% девятиклассников и 12% одиннадцатиклассников подали документы в учебные заведения среднего профессионального образования». Всего в профобучение пришло около 1,3 миллиона человек. В настоящее время в ссузах обучается около 4 миллионов студентов.

Тем, кто намерен продолжить обучение в старшей школе, в рамках эксперимента все равно предстоит сдавать 4 ОГЭ, то есть два дополнительных предмета. На уровне ведомства, правительства и парламента в этом году было решено значительно расширить список регионов-участников пилотного проекта, добавив еще 9 «игроков».

Однако решение перейти в СПО (среднее профессиональное образование в колледже, техникуме или училище) подразумевает не только льготу на ОГЭ, но и гарантированное поступление. Отдельной строкой в этой гарантии идет неоднозначное решение Госдумы о том, чтобы принимать в некоторые учебные заведения и на определенные (списочные) профессии школьников, не сумевших сдать ОГЭ. Решение о том, куда будут принимать таких абитуриентов, регионы будут принимать самостоятельно. Время покажет, как новое правило будет работать.

МЕЖДУ ТЕМ   

Традиционно в конце каждого года «МК» формирует хит-парад странных и необычных предложений, касающихся школы и образования. Эдакие «Дворцы Советов», как правило, задумываются в Госдуме или региональных заксобраниях. К счастью, этим идеям не суждено стать реальностью. По крайней мере, пока.

Единая школьная форма не только для учеников, но и для учителей — это предложение было озвучено в связи с официальным введением ГОСТа на форму. Носить ее или не носить детям, по-прежнему решают в самих учебных заведениях.

Запретить домашние задания (а также запретить ЕГЭ и ОГЭ, но это предлагают каждый год).

Запретить продажу фастфуда в школе и вообще отмечать вредную еду красным цветом.

Проявлять бдительность (и пуризм) в отношении «иностранных слов» — заимствований: убрать их все из учебников, исключить из школьной программы.

Запретить хобби-хорсинг (фурри, квадробинг) и другие «деструктивные течения» среди подростков.

Запретить несовершеннолетним посещать цирк.

Запретить в детских садах появляться на утренниках в костюмах Гарри Поттера, Шрека, Человека-паука, Эльзы и Анны, Марио, Супермена, Леди Баг, Человека-муравья и других «не наших» героев.

Изучать песни Олега Газманова и Шамана в школе, включить их в школьную программу по музыке.

Не обучать иностранным языкам в школе, а вместо этого «строить скворечники».

Источник: www.mk.ru

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях