Россияне, которые по каким-либо причинам не используют электронные сервисы, не должны быть ограничены в социальных и иных правах. Прописная истина, казалось бы, но в спор между бездушной бюрократической машиной и гражданами, которые не дружат с интернетом, пришлось вмешаться Верховному суду РФ.
Пожилые люди не просто страдают от непонятных для них технологических нововведений, но не всегда могут получить положенную им социальную помощь только потому, что обратились к чиновникам с заявлением, написанным от руки. В подобную ситуацию попала пенсионерка из Москвы. Ирина Боброва не умеет пользоваться «Госуслугами», поэтому подала заявление на назначение региональной доплаты к пенсии на бумаге. Отдел соцзащиты отказал женщине, имеющей право на данную меру соцподдержки, сославшись на необходимость электронной формы заявления. Но пенсионерка не была зарегистрирована на столичном портале «Госуслуги», не имела доступа к личному кабинету и не могла подать заявление о назначении доплаты к пенсии в электронной форме. Регистрироваться же на портале, где использовались бы ее персональные данные, Галина Боброва не хотела из-за боязни стать жертвой мошеннических действий. Эти аргументы не были услышаны сотрудниками соцзащиты, и пожилой москвичке настоятельно рекомендовали зарегистрироваться на едином портале государственных и муниципальных услуг. Ирина Боброва настаивала на том, что подобное принуждение противоречит закону о предоставлении госуслуг, который не требует подачи заявления в электронном виде.
Женщина стала бороться за свои права и проявила поистине стоическое терпение во время почти двухлетних судебных баталий с бюрократами. Несмотря на то что три инстанции ответили отказом на ее иск о необходимости признания бумажного заявления таким же документом, как и электронное, пенсионерка в конце концов дошла до Верховного суда. Лишь там она смогла одержать победу: высший судебный орган страны признал незаконным отказ в назначении доплаты к пенсии из-за подачи заявления на бумажном носителе, а формальный подход в таких делах назвал недопустимым. Теперь, благодаря несгибаемой Ирине Бобровой, граждане могут писать заявления в том числе и по старинке, без каких-либо условий и ограничений, то есть не обязаны использовать только электронные средства связи или портал госуслуг для обращения за получением мер государственной социальной поддержки. Сама истица, к слову, уже получила полагающуюся ей региональную доплату к пенсии, так и не зарегистрировавшись на «Госуслугах».
Когда у нас будет полная компьютеризация и все поголовно будут с информационными технологиями на «ты», старые добрые заявления, заполненные ручкой, уйдут в прошлое. Но пока этот счастливый момент не наступил, переход того или иного госоргана на электронный документооборот не должен ограничивать права представителей старшего поколения и вызывать у них страдания от невозможности поспевать за «этими вашими новомодными цифровыми штуками». Верховный суд поставил в этом вопросе жирную точку.
Елена Хакимова