Однако каждое лето эта тенденция уносит здоровье и даже жизни многих беззаботных ее последователей. В первую очередь страдают невинные люди – другие участники дорожно-транспортных происшествий.
По замыслу разработчиков, питбайки и эндуро предназначены для обучения детей в мото-школах и секциях. Они легче классических мотоциклов и очень маневренные, что делает их идеальными для тренировок на специализированных мотодромах под руководством тренеров. Однако фактически таких площадок крайне мало, и техника с приставкой «для спорта» заставляет подростков искать места для катания в самых неподходящих локациях.
Интернет-магазины привлекают покупателей множеством моделей этих маленьких и доступных транспортных средств – от бензиновых до электрических. Цены начинаются от 26 тысяч рублей, за которые юный гонщик получает возможность разгоняться до минимум 50 км/ч. Количество проданных питбайков за полгода увеличилось с 5 тысяч до 15 тысяч штук.
Мини-мотоциклы все чаще появляются на улицах СНТ и сельских дорогах, на второстепенных трассах и даже на загруженных шоссе. Седлают таких проворных «коней» даже те, кто еще не готов кататься по улицам на велосипеде.
Юные гонщики, не имея шлемов и знания правил дорожного движения, мчатся на полноценном транспорте, который требует ответственности и дисциплины, в гонке с автомобилями.
Согласно данным Научного центра безопасности дорожного движения, за первые шесть месяцев 2025 года произошло 288 ДТП с участием подростков на питбайках. Десять детей погибли, 235 получили травмы. И это не считая сотен незарегистрированных травм, которые не попали в отчеты. Вот лишь несколько недавних примеров.
29 июля в Нижегородской области 17-летний питбайкер сбил 9-летнего велосипедиста, который с серьезными травмами был госпитализирован. 30 июля в Бурятии школьник на питбайке угнал транспорт в закат после того, как сбил во дворе дома 73-летнюю женщину. Пенсионерка получила тяжелые травмы. Но случаи бывают гораздо ужаснее. 27 июня в Ногинске двое подростков на питбайке столкнулись с автобусом. Дети были без шлемов. Один погиб, второй находится в больнице в критическом состоянии.
В большинстве случаев технику своим детям приобретают родители. В подарок на день рождения или окончание учебного года. Это делается из лучших намерений: «чтобы ребенок не проводил время в телефоне», «чтобы занимался спортом и научился управляться с техникой». Однако это становится спортом только при наличии тренера, площадки и правил. Все остальное – это смертельная лотерея. Но именно родители оплачивают бензин, разрешают детям выезжать «на минутку» за пределы поля или двора, а потом удивляются, когда ребенка увозят в реанимацию.
9 июня в Красноярском крае 8-летний мальчик врезался в стену кирпичного дома, не справившись с питбайком. Ребенок получил тяжелые травмы. «Игрушку» ему купил отец всего за три дня до инцидента. Родитель сам учил ребенка кататься… без защитной экипировки. Теперь против него возбуждено уголовное дело за причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности. Уверенному в своем сыне отцу грозит несколько месяцев ареста.
Для правового поля питбайки сегодня находятся в серой зоне. Формально они подпадают под категории «М» (мопеды) или «А1» (легкие мотоциклы). Это означает, что выезд на них на дороги общего пользования без прав запрещен по ПДД. Однако отсутствие номерных знаков и ОСАГО делает контроль за «питами» и «эндуриками» практически невозможным, что создает атмосферу безнаказанности.
Существуют два законопроекта, которые должны улучшить ситуацию. Один предлагает запретить продажу бензина несовершеннолетним: нет топлива — нет покатушек. Но если родители купили ребенку байк, что помешает им приобрести бензин в канистре и заправить его в бак?
Второй законопроект предлагает ввести обязательное наличие прав категории «А» для покупки такой мототехники. Исключение хотят сделать только для спортсменов, официально занимающихся в мотоклубах.
Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков называет ситуацию парадоксальной: «На питбайках и сейчас запрещено выезжать на дороги общего пользования. Управление без прав – штраф от 5 до 15 тысяч рублей, питбайк – на штрафстоянку. Существует и штраф за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Все это четко прописано, просто никто это не контролирует». В конце концов, решить проблему можно и радикально: разрешить покупку мини-мотоциклов только спортивным школам и запретить частным лицам.
Увлечение мототехникой само по себе не является злом. Однако без навыков, защитной экипировки и правил любая техника становится оружием против окружающих и самих байкеров. Задача взрослых — донести до детей мысль о том, что дорога – это не место для игр и развлечений, а пространство, где действуют особые правила и строгие ограничения.
Елена Хакимова