Топливные котировки на российских сырьевых биржах устанавливают новые исторические максимумы, а темпы увеличения розничных цен на автозаправках опережают уровень инфляции. В некоторых регионах страны продавцам приходится ограничивать объемы продажи топлива на АЗС. Вице-премьер РФ Александр Новак 25 августа собирает совещание с руководителями крупнейших нефтяных компаний страны для анализа ситуации на топливном рынке.
Если государство не примет оперативных мер, отечественным автомобилистам вскоре будет нечем «кормить» своих «железных коней».
С начала года стоимость бензина на российских АЗС, по данным Росстата, возросла на 5,7%. Это значительно превышает средний уровень инфляции по стране за тот же период, который удалось удержать на уровне 4,2%.
Только в первую неделю августа биржевые котировки АИ-92 и АИ-95 несколько раз обновляли исторические рекорды и после длительного роста достигли предельных значений в 70,9 тыс. и 79,9 тыс. рублей за тонну соответственно.
Темп, с которым цены на АЗС растут, как известно, регулируется в нашей стране, но даже при этом он опережает темпы увеличения стоимости общей потребительской корзины, уже как минимум месяц. Средняя цена на бензин в стране в конце августа составила 61,7 рублей за литр: стоимость АИ-92 возросла до 58,5, АИ-95 — до 63,9, а АИ-98 — до 84,7 рубля за литр. Цена дизельного топлива теперь составляет 71,45 рубля за литр. Резкий рост цен на топливо вынуждает владельцев автомобилей все чаще пересаживаться с личного транспорта на общественный.
По словам экономиста и топ-менеджера в сфере финансовых коммуникаций
Андрея Лободы, увеличение цен на бензин в России обусловлено рядом факторов, существенно влияющих на конечную стоимость, которую вынуждены платить обычные потребители на заправках. В оптовом сегменте ключевую роль сыграло ограниченное предложение топлива, так как значительная часть нефтепродуктов шла на экспорт. По традиции, добывающим компаниям было выгоднее поставлять дополнительные объемы топлива на внешние рынки, где цены всегда выше, чем на внутреннем. Чиновники начали предпринимать меры только в конце июля — тогда был введен временный запрет на экспорт бензина, который продлится как минимум до конца августа, а возможно и дольше — если будет принято соответствующее решение правительства. Тем не менее, как показывает динамика увеличения розничной цены готового топлива, такой мораторий не оказал значимого влияния на рынок. «Эта мера оказалась запоздалой, — поясняет аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. — Цены уже выросли, поэтому эффект от ограничения зарубежных поставок не смог в полной мере отразиться на розничном сегменте».
Дополнительными причинами явного подорожания нефтепродуктов стали традиционный сезонный рост потребления в июне-августе из-за сельскохозяйственных работ и туристического сезона, а также увеличение затрат промышленных предприятий из-за усиления налогового бремени, роста расходов на логистику и различных форс-мажоров, таких как срочные ремонты на нефтеперерабатывающих заводах.
«Такой сценарий был вполне ожидаем: повышенный спрос обычно приводит к резким скачкам цен. Предупредить ценовой рост можно было заранее, исходя из динамики биржевых цен и сезонных факторов, но оперативных решений для реализации такой задачи чиновники не предприняли», — отмечает эксперт.
Стоит отметить, что правительство располагает целым комплексом инструментов для регулирования оптовых и розничных цен на готовое топливо. Основными средствами стабилизации считаются, прежде всего, экспортные ограничения, демпферные компенсации нефтяным компаниям, а также интервенции из государственных топливных резервов. Формально предусмотренные механизмы уже используются. В частности, запрет на экспорт нефтепродуктов может быть продлен на сентябрь. «Главная проблема заключается в том, что указанные меры носят реактивный характер — мораторий на экспорт был введен только после роста цен, а демпферная система, предусматривающая государственное субсидирование сырьевых холдингов для компенсации упущенной прибыли из-за таких ограничений, за последние годы стала менее эффективной из-за изменений в налоговой политике. В свою очередь, топливные резервы ограничены по объему и могут лишь краткосрочно сглаживать дисбаланс. В итоге механизмы действуют частично и не решают основную проблему, а именно, не устраняют противоречие интересов государства и нефтяных компаний», — считает Чернов.
Медлительность существующей структуры регулирования цен на топливо и нерасторопность, с которой чиновники используют имеющиеся инструменты, усугубляются постоянными атаками на российские нефтеперерабатывающие заводы украинских беспилотников, наносящими им прямой ущерб. В результате в некоторых российских регионах автомобилисты уже столкнулись с нехваткой топлива. Например, на АЗС в Крыму, Хабаровском крае и Приморье водители вынуждены стоять в многочасовых очередях для заправки. На ряде сетей АЗС полностью отсутствует 95-й сорт бензина. Более того, администрации Курильского района Сахалинской области, чтобы обеспечить работу экстренных и специальных служб, пришлось ввести ограничения на продажу топлива населению — с 20 августа в одни руки отпускается не более 10 литров. По некоторым данным, власти отдельных регионов даже рассматривают возможность введения талонов на бензин.
По мнению экспертов, правительство, вероятно, сможет замедлить рост цен на топливо, но вернуть тарифы к уровню начала года вряд ли получится. Увеличение цен на бензин — это билет в один конец. В отличие от продуктов питания, которые могут дешеветь в зависимости от сезона, цены на топливо меняются лишь в одном направлении — вверх. «Продление запрета на экспорт до сентября, расширение демпферных выплат и административное давление антимонопольных органов на розничные сети дадут временный эффект, но долгосрочной стабильности не обеспечат», — уверен Чернов.
В сложившейся ситуации неизбежны негативные последствия для экономики: себестоимость продукции во многих секторах повысится. В результате увеличатся транспортные расходы и подорожают товары первой необходимости. «Не исключено, что по итогам года средний рост цен на топовые сорта бензина на АЗС окажется выше привычного: 10-14% вместо стандартных 8-10%. Поскольку эффект от роста цен на топливо напрямую влияет на инфляцию, покупательная способность населения снизится, тогда как реальные доходы россиян растут крайне медленно», — прогнозирует Андрей Лобода.