То проценты изменят, то условия снятия денег. Клиенты узнают об этом только тогда, когда получают внушительный счет. Судебные дела на эту тему дошли до Верховного суда РФ.
Совсем недавняя история: мужчина подписал с банком договор и получил кредитную карту. По условиям, зафиксированным в документе, плата за снятие денег не взималась. Но потом банк ввел комиссию за снятие любой суммы наличными. Гражданин отправился в суд и попросил признать его договор с банком недействительным. А еще хотел взыскать моральный ущерб за нарушение его прав потребителя. Но первый процесс пострадавший проиграл, второй тоже. Дело дошло до Верховного суда. Только там признали, что банк не может в одностороннем порядке изменить условия договора.
Таких историй множество. «Неожиданно обнаружил, что при обычном интернет-платеже в размере 10 тысяч рублей, который осуществляю регулярно без всяких проблем, счет увеличился до 10 590 рублей», — пишет пользователь. Клиент провел восемь таких платежей, пока не заметил неладное. Итог: убыток почти в 5 тысяч рублей и требование деньги вернуть.
«Нередко граждане невнимательно читают то, что они подписывают, и дают согласие банку на те или иные действия в одностороннем порядке», — отмечает председатель коллегии адвокатов Москвы «Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго.
Законом «О потребительском кредите» предусмотрено, что банк вправе изменить в одностороннем порядке постоянную процентную ставку, назначить новую плату за оказание услуг, поменять размер неустойки, отменить ее полностью или частично. Но при этом кредитор обязан направить заемщику уведомление о новых условиях договора.
Договором может быть предусмотрено, что новые тарифы размещаются на информационных стендах и на официальном сайте. Получается, клиент сам виноват, если не заходит на сайт банка каждый день и не читает стенды в отделениях», — говорит юрист Галина Воротилова.
Она объясняет, что одна из самых распространенных причин споров — нарушение условий, при которых действует пониженная ставка. Допустим, в договоре есть пункт про обязательное страхование и расписаны последствия нарушения. Если клиент забыл переоформить страховые полисы или сообщить о продлении в банк — скидка перестанет действовать.
Можно ли обезопасить себя от изменений тарифов, введения комиссий и прочих «неожиданностей» от банка? Юристы советуют внимательно читать договор банковского обслуживания до подписания, взять в привычку регулярно проверять изменения тарифов, а также информацию об обновлении условий на сайте банка. Если банк нарушил условия договора и своевременно не уведомил гражданина об изменении условий банковского обслуживания, надо обращаться в Роспотребнадзор и суд.
Наталья Владимирова