На площадках Всемирного экономического форума на Дальнем Востоке (ВЭФ) обсуждали тему цифровизации образовательных учреждений. Упоминая значимость внедрения современных технологий в процесс обучения и интеграции «цифры» в Стратегию развития образования до 2036 года, в образовательном ведомстве акцентируют внимание на вспомогательной роли таких технологий в школе. Специалисты полагают, что устройства с ИИ могут оказать положительное влияние и снизить избыточную нагрузку на всех участников образовательного процесса. При этом необходимо, чтобы все, начиная от чрезмерно строгих родителей и заканчивая опытными учителями, понимали преимущества электронных помощников.
Подчеркивая важность современных технологий, которые способны «объединить школьников и педагогов», а также «делать уроки более наглядными», министр образования Сергей Кравцов предостерег от возможных ошибок. В частности, он выразил опасения по поводу слишком активного и повсеместного использования ИИ для выполнения домашних заданий. Он также отметил, что дистанционное обучение никогда не сможет полностью заменить традиционное, оставаясь лишь вспомогательным форматом.
«Использовать (ИИ) исключительно как справочник или шпаргалку для выполнения домашних заданий — это заблуждение, — отметил министр просвещения. — Искусственный интеллект должен поддерживать, но не заменять процесс мышления».
Тем не менее, в некоторых случаях ученики идут еще дальше и полностью заменяют себя чат-ботом, просто скачивая готовые решения.
Ясно, что ВЭФ — это экономическое мероприятие, поэтому на форуме рассказали о новой системе государственных закупок для школ (возможно, к ним будут привлечены маркетплейсы). И лишь вскользь упомянули о «цифровых возможностях» будущего.
Возможно, такая осторожность была вызвана неоднозначной реакцией учительского сообщества на автопроверку домашних заданий с использованием ИИ. Планы по этому поводу были озвучены еще в 2023 году. Тогда речь шла о формованных тетрадях, где задания структурированы по принципу бланка ЕГЭ. При выполнении домашних заданий необходимо подчеркивать нужное, выбирать правильные ответы, отмечать части слова и так далее.
В Минцифры сообщали, что подобным машинным способом будет проверяться до 50% от общего объема «домашки». Но, тем не менее, началась паника, появились опасения по поводу утраты творческого подхода учителя. И что дети «разучатся писать». «В школы идет большая беда» — так озаглавливали статьи против цифровизации.
— Писать от руки в школе действительно важно и полезно, особенно до 10-12 лет, — говорит преподаватель русского языка и литературы, эксперт в области образования Мария Бушуева. — Это можно реализовывать на уроках. А домашние задания можно перевести в формованные тетради. Это приведет к снижению нагрузки как на школьников, так и на учителей — именно об этом сейчас идет речь.
Существуют электронные приложения, которые автоматически отслеживают успеваемость в классе, отмечают отсутствующих, заболевших, отстающих и т.д. Конечно, это тоже было бы очень полезно. Однако для их использования необходимо идентифицировать каждого ученика. А если каждому присвоить QR-код, например, сразу появятся родители-оппозиционеры, которые решат, что за ними и их детьми ведется наблюдение. В школах также работают учителя, чаще всего в возрасте, которые не всегда способны освоить даже смартфон.
— Приложения для обучения с ИИ могут делать гораздо больше, чем просто подсчитывать, отмечать и выяснять, кто заболел, — говорит программист Иван Березин. — И больше, чем просто проверять «домашку». Мгновенная аналитика данных и прогнозирование, понимание, где произошло снижение знаний, какие темы были пропущены, что нужно повторить или наверстать — это тоже в их компетенции. Вплоть до составления индивидуальных программ и образовательных треков для каждого ученика. И это не всё.
В электронных дневниках сейчас существует раздел «портфолио», где в виде инфографики представлены академические и иные достижения ученика. Это можно сделать комплексным решением, связать с другими базами. Интегрировать с профориентацией или целевым поступлением, чтобы и сам школьник видел свои перспективы. И потенциальный работодатель также смог бы увидеть его возможности через единые интерфейсы.
Но пока что даже интерактивные доски или ноутбуки учителей, ЖК-экраны, которые уже присутствуют в классах, не используются на полную мощность. Зато они создают имущественные проблемы. На днях в соцсетях вызвал резонанс инцидент в одной из российских школ: ученик уронил монитор, находившийся на учительском столе, и устройство разбилось. Кто должен возмещать ущерб? Тем более, что это был не простой экран от компьютера, а моноблок, который стоит как две учительские зарплаты.
В пабликах быстро «перевели» этот случай на телефоны. Если бы упали «мобильники», которые по настоянию Госдумы теперь изымают в школах, кто будет за них платить?
В Беларуси недавно произошел именно такой случай: учитель начальных классов споткнулась, спускаясь с лестницы, а у нее в руках была коробка, полная телефонов. Это случилось 1 сентября, но до сих пор информационное пространство РБ разрывается от противоречивых мнений родителей. От «давать детям только кнопочные телефоны в школу» до «неужели они не догадались сдать второй, старый смартфон»?