На первый взгляд, что заставило бы это произойти? Такси функционирует вполне удовлетворительно и стоит пассажирам недорого. Однако тут вступает в силу закон о локализации…
С марта 2026 года только лица, использующие автомобили, произведенные в России, смогут легально работать в такси. Большинство самозанятых водителей, работающих на иномарках, даже если они и старые, будут вынуждены пересаживаться на автомобили местного производства.
Российский Союз Промышленников и Предпринимателей открыл небольшой секрет, о котором, похоже, не знают в правительстве: самозанятые таксисты не приобретают автомобили исключительно для работы, они покупают транспортные средства для личных нужд и используют их также для подработки. В 2024 году в России насчитывалось свыше 700 тысяч автомобилей, принадлежащих физическим лицам. Более 70% из них используется для дополнительного заработка. При этом 79% таких транспортных средств не соответствуют требованиям закона о локализации, так как они импортные.
Проблемы также возникнут и у таксопарков: им придется приобретать новые автомобили в лизинг, ставки по которому довольно высокие. Это, в свою очередь, приведет к увеличению тарифов для пассажиров. О доступных тарифах на такси гражданам придется забыть.
Лоббисты отечественного автопрома, как правило, высказываются правильно: настало время переходить на продукцию местного производства. Но вряд ли таксисты начнут приобретать «Лады» и «Москвичи», когда на рынке имеются несколько «китайских» автомобилей российской сборки, которые по качеству превосходят любые наши легковые автомобили.
По мнению аналитиков, закон приведет к росту цен на поездки в такси как минимум на 30%. Большое количество клиентов всё чаще станет отказываться от этой услуги и переходить на общественный транспорт. Таксопаркам такой исход угрожает банкротством. А самозанятые таксисты снова окажутся в тени, откуда их так настойчиво пытались вытянуть.
Алексей Воробьев.