Россия движется к формированию технологического суверенитета, и алюминий становится одним из основных компонентов этого процесса. В настоящее время в компании «Русал» реализуется около 120 проектов, направленных на расширение применения «зеленого» металла на внутреннем рынке. Об этом в интервью журналу «Металлоснабжение и сбыт» сообщил куратор направления развития внутреннего рынка в данной компании, заместитель председателя Алюминиевой Ассоциации Евгений Васильев. «МК» выяснял, где ожидать прорывов.
Интегратор для стратегических задач
С целью повышения конкурентоспособности и технологичности секторов российской экономики через более широкое использование алюминия в 2024 году в компании «Русал» была учреждена специализированная дирекция. Её задача заключается в создании условий, при которых алюминий станет очевидным, выгодным и технологичным выбором вместо стали, пластика, бетона или меди.
Как это осуществляется? Компания связывает производителей конечной продукции с поставщиками оборудования, научными учреждениями, проектными бюро и дизайнерами. Она строит полные цепочки — от концепции до реализации и дистрибуции. Если для конкретного проекта необходимы уникальные свойства материала, то инициируется разработка специализированных сплавов с заданными техническими характеристиками.
Регуляторная работа также имеет огромное значение: дирекция активно сотрудничает с федеральными органами власти, чтобы устранять административные преграды, препятствующие широкому внедрению алюминия в строительство, транспорт и энергетику. И, безусловно, научные исследования. «Мы заказываем научно-исследовательские работы (НИР): например, разработку современных типов пассажирских судов из алюминия, инновационные модели грузовых вагонов, — рассказал Евгений Васильев. — Сама компания не производит транспортные средства, такие НИР должны продемонстрировать преимущества алюминиевых решений, привнести мировой опыт в транспортное машиностроение страны». Подобные проекты призваны подтвердить экономическую и технологическую целесообразность перехода на лёгкий металл и внедрить в отечественную промышленность международные стандарты.
Особое внимание уделяется городскому рельсовому транспорту. В рамках федеральной программы обновления трамвайных парков всё чаще применяются алюминиевые конструкции. Разрабатываются не только кузова, но и интерьеры, системы вентиляции и освещения. Снижение массы — главный тренд глобального машиностроения, и алюминий здесь — естественный союзник.
При этом успешные решения распространяются между отраслями. Огнестойкие панели, изначально созданные для строительства, находят применение в судостроении. Силовые провода из алюминиевых сплавов — в транспорте и энергетике. Конструкции для солнечных электростанций — в «зелёной» инфраструктуре. Эта межотраслевая гибкость позволяет рынку компенсировать экспортные потери за счёт внутреннего спроса, импортозамещения и локализации производств, отметил зампред Алюминиевой Ассоциации.
Ключевым этапом является завершённая комплексная оценка всех перерабатывающих мощностей России: прокатных, экструзионных, литейных. В настоящее время у компании есть ясная картина — где наблюдается нехватка мощностей, а где их избыток, какие предприятия нуждаются в модернизации, а где разумно строить новые. Это позволяет не только реагировать на запросы рынка, но и формировать его будущее — целенаправленно и системно.
Алюминий в России становится материалом, вокруг которого формируется новая промышленная повестка — лёгкая, гибкая, технологичная и ориентированная на внутренние потребности страны.
Вызовы переориентации, отрасли-локомотивы и неожиданные ниши
Несмотря на глобальные амбиции и экспортную направленность, алюминиевый рынок в 2025 году сталкивается с непростыми условиями. По прогнозам экспертов, внутреннее потребление металла сократится под давлением неблагоприятной макроэкономической ситуации — и эта тенденция, вероятно, сохранится и в 2026 году.
По словам эксперта, говорить о «балансе» между производством и внутренним спросом в привычном понимании не приходится: Россия, представляя «Русал», последние 25 лет остаётся ключевым экспортером алюминия в мире. Если Китай производит в 10–11 раз больше, а Индия уже немного обогнала нашу страну по объёмам, то их заводы, прежде всего, обслуживают внутренние рынки. Российская компания остаётся глобальным игроком, чьи поставки охватывают все континенты. Но именно сейчас, в условиях переориентации экономики, внутренний рынок приобретает стратегическое значение. И здесь открываются новые горизонты.
Традиционно лидером по потреблению алюминия остаётся строительство — на него приходится около 25% спроса. Ещё по 15–20% приходится на упаковку (в первую очередь — алюминиевые банки), транспорт и энергетику. Примечательно, что в 2025 году именно упаковка демонстрирует устойчивый рост, и эксперты ожидают продолжения этой тенденции. «Важное перспективное направление — применение алюминиевых решений в индивидуальном жилищном строительстве, — подчеркнул Васильев. — Доля ИЖС в стройке достигла почти 70%, но те немногие алюминиевые решения, которые присутствовали в ИЖС, были в основном импортными. Сейчас осуществляется импортозамещение». Запускаются отечественные продукты — теплицы из алюминия и стекла, облицовочный кирпич, водостоки, ограждения. Активно строятся фабрики по производству светопрозрачных конструкций, ориентированных именно на частный сектор. Сегмент перестаёт быть нишевым и выходит на массовый рынок (B2C).
По словам эксперта, в корпоративном сегменте алюминий давно стал стандартом: его используют в фасадах высоток и социальных объектов, промышленных теплицах, метрополитене, быстровозводимых конструкциях. Уже со следующего года спрос получит дополнительный импульс благодаря федеральным программам «Моя школа» и «Моя поликлиника» — навесные алюминиевые фасады позволяют быстро и эстетично проводить капремонты.
Экосистема передела: от идеи до производства
«Русал» перестаёт быть только поставщиком металла — он становится архитектором алюминиевой экосистемы в России. В прошлом году в дирекции по развитию внутреннего рынка был создан департамент развития производственных мощностей, который помогает переработчикам реализовывать инвестиционные проекты — от подбора оборудования до анализа узких мест в цепочке передела.
Ярким примером такой поддержки является «Красноярская технологическая долина», особая экономическая зона, созданная совместно с Минэкономразвития и правительством региона. Находящаяся в непосредственной близости от КрАЗа и КрАМЗа, она уже почти полностью заполняется резидентами, а первые заводы начали функционировать в 2025 году. Теперь по аналогии формируется «Хакасская технологическая долина», где реализуется проект «Саянал-2» — крупнейший в новейшей истории России завод по производству алюминиевого проката мощностью свыше 46 тыс. тонн в год.
Двигатель «зелёного» будущего
Хотя «Русал» остаётся лидером в производстве первичного алюминия и продолжает масштабные проекты по экологической модернизации КрАЗа и БрАЗа, развитие направления Downstream (глубокая переработка) идёт активными темпами. Бизнесы по производству фольги, алюминиевых колёс, порошков и катанки активно модернизируются и расширяют ассортимент.
Алюминий не случайно называют металлом будущего. Он является неотъемлемой частью технологий, формирующих новую экономическую реальность. Как отметил Васильев, в России началось строительство первой высокоскоростной магистрали, и все поезда на ней будут алюминиевыми.
Архитектура также не обходится без «зеленого» металла. Новый кампус МГТУ им. Баумана, Театр имени Камала в Казани — всё это примеры его возможностей. Всемирный банк в недавнем исследовании назвал алюминий самым востребованным металлом «зелёного» перехода — ведь он критически важен для солнечной энергетики, электромобильности и водородных технологий. России в данной области также есть, чем гордиться. «Компания РЭНЕРА ведет в Москве сборку батарей для электробусов и строит в Калининградской области завод для производства батарей – в них используется сразу несколько алюминиевых решений», — поделился Васильев. Появляющиеся в мегаполисах мира вертолетные такси во многом обязаны своей лёгкостью именно этому металлу, добавил эксперт.
Таким образом, алюминий в России становится ключевым элементом технологического суверенитета, инфраструктурного обновления и «зелёной» трансформации. И если сегодня мы говорим о точках роста, то завтра они могут стать основой новой промышленной модели.