Страны Евросоюза продолжают согласовывать новые параметры потолка цены на российскую нефть, а также «динамический механизм» его действия. Основная идея в том, что первоначальный уровень в $47 за баррель будет автоматически пересматриваться каждые шесть месяцев с учетом рыночной стоимости нефти. На первый взгляд мера выглядит устрашающе, однако возникает вопрос относительно её практической реализации, эффективности администрирования и контроля.
В июне Еврокомиссия официально предложила снизить потолок с нынешних $60 до $45 за баррель. Затем, по информации газеты Politico, ведомство решило не торопиться с этой мерой – на фоне обеспокоенности, что обострение ситуации на Ближнем Востоке приведет к росту мировых цен на нефть. Кроме того, против выступили три средиземноморские страны – Греция, Мальта и Кипр: они оказались не готовы поддержать снижение лимита без одобрения всех членов «Большой семерки» (G7). Еще одной препоной стала позиция Словакии: Братислава пригрозила заблокировать 18-й пакет санкций ЕС (куда должен войти пункт о новых параметрах ценового потолка), если не получит от Брюсселя гарантий энергобезопасности и уступок, связанных с поэтапным отказом альянса от российского газа.
Сегодня, как сообщает Reuters со ссылкой на четыре неназванных источника в Брюсселе, государства ЕС близки к некоему компромиссному решению относительно «динамического механизма» установления ценового потока. «Первоначальная цена составит $47 за баррель на основании средней стоимости российской сырой нефти за последние 22 недели с вычетом 15%. Затем она будет пересматриваться с учетом средней стоимости нефти каждые шесть месяцев», — уточнил один из источников агентства. Между тем, по словам экспертов, перспективы у новой системы весьма туманные. Ясно лишь, что мировому рынку пользы от нее мало. А уж России – тем более.
«Меры по снижению ценового потолка скорее вынужденные для Еврокомиссии, так как предыдущий уровень в $60 был утвержден при $77 за баррель марки Brent и потерял актуальность, — говорит финансовый аналитик Игорь Расторгуев. — Обновление планки до $47 с дальнейшим возможным пересмотром вызовет неопределенность в экспортной торговле нефтью, поскольку российские нефтяные компании и так несут высокие логистические издержки, связанные с рисками фрахтования теневого флота».
Скорее всего, рассуждает Расторгуев, основные покупатели — Китай и Индия — будут пытаться выбивать для себя еще лучшие условия (российская экспортная нефть Urals и сейчас поставляется с высоким дисконтом). Что в целом негативно скажется на пополнении бюджета страны и основной ее кубышки — Фонда национального благосостояния.
«Поскольку уровень в $47 за баррель значительно ниже как рыночной цены, так и предыдущего потолка, для российской экономики он чреват ощутимым негативом, — отмечает управляющий финтех-платформы SharesPro Денис Астафьев. — Во-первых, это ударит по экспортной выручке, по поступлениям от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортных пошлин. В результате, по предварительным оценкам, потери бюджета могут достичь 1,5 трлн рублей за год. Во-вторых, ситуация может вынудить правительство активнее использовать заимствования или искать альтернативные источники доходов, включая повышение налоговой нагрузки на другие сектора».
В то же время сам Евросоюз рискует столкнуться с политико-организационными сложностями. Пересмотр потолка планируется раз в полгода на основе средней цены за 22 недели с корректировкой минус 15%, однако его практической реализации препятствуют отдельные страны ЕС, в частности Мальта и Словакия. Также остаётся вопрос контроля: верификация контрактных цен и фактических сделок затруднена, что делает весь механизм уязвимым для обхода.
«Новое ограничение может оказать давление на экспортную выручку России, особенно если механизм будет эффективно администрироваться, — говорит экономист, топ-менеджер в области финансовых коммуникаций Андрей Лобода. — Пока мы не знаем, как это будет исполнено. Но если учесть, насколько активно Брюссель лоббировал 18-й пакет санкций, его реализацией наверняка будут предметно заниматься — чтобы перенести решения с бумаги в реальность, Евросоюзу потребуется высочайшая степень координации и внутри своих границ, и за их пределами — с торговыми партнерами. Среднесрочно может вырасти внутренняя волатильность на рынке Urals и других российских сортов».
По словом Лободы, необходимость пересматривать потолок каждые шесть месяцев делает механизм более гибким, но и менее предсказуемым. Его реальное влияние будет зависеть от текущей рыночной конъюнктуры, уровня спроса на нефть в Азии и доступности обходных логистических маршрутов.
«Пока ЕС не удается согласовать 18-й санкционный пакет из-за позиции Мальты, представители которой не согласны с предложением ввести потолок цен на экспорт нефти из России на уровне 15% ниже рыночной стоимости, — отмечает эксперт в области ТЭК и геоэкономики Денис Миролюбов. — Но Мальта не является крупным экспортёром, поэтому её почти наверняка продавят. Что касается последствий, то, прежде всего, они отразятся на стабильности энергетических рынков. Россия же давно научилась обходить подобные ограничения, а значит, и на сей раз придумает, как минимизировать негативный эффект.
Предыдущий порог в $60 за баррель явно не сработал так, как задумывали инициаторы. Хотя и заставил Россию увеличить теневой флот, напоминает Миролюбов. Ситуация повторится и теперь. Если же ЕС решит перекрыть датские проливы для танкеров, тогда ввозить нефть через Балтийское море не получится. И потолок в $47 окажется довольно серьёзным ударом.
«Теоретически формулу потолка можно ввести любую, однако основа успеха — это принуждение покупателей к соблюдению ограничений, — говорит аналитик «АВИ Кэпитал» Антон Сиротинкин. — С этим как раз успех половинчатый, поскольку в число покупателей входят крупнейшие торговые партнёры стран, вводящих санкции. И они же одновременно могут быть и поставщиками важных продуктов с использованием переработанных углеводородов российского происхождения. Именно в этом основная проблема инициаторов санкций».