Психологический комплекс – это некая установка, которая формируется бессознательно (или же момент ее формирования вытесняется из сознания), которая в будущем существенно влияет на личность и поведение человека в целом. У детей комплексы появляются в большинстве случаев из-за поведения их родителей. Итак, представляем вам 10 вещей, которые нельзя делать, чтобы не навредить ребенку.
1. Критиковать
Дети – это маленькие мечтатели, в детстве ребенку кажется, что все ему по силам и нет ничего невозможного. Не убивайте в ребенке эту уверенность, избегайте таких фраз, как: «не будь выскочкой», «у тебя не получится», «не позорься» — это с детства будет закладывать в ребенке неуверенность в своих силах.
2. Перехваливать
Чрезмерная похвала вашего ребенка за малейшее действие также
негативно отражается на его дальнейшей жизни – это развивает зависимость от похвалы, что впоследствии приводит к тому, что человек не умеет воспринимать критику. Придерживайтесь золотой середины – хвалите ребенка заслуженно.
3. Ругать
Ругайте ребенка правильно: концентрируйте негатив не на его
действии, а на результате, не оскорбляйте ребенка обидными словами – дети ранимее взрослых. В конце концов, если вы постоянно будете говорить ребенку о том, какой он неуклюжий, он действительно в это поверит.
4. Унижать
Минимизируйте акценты на внешности в случае, если у ребенка
действительно есть какие-то недостатки. Одно дело, когда подросток выдумывает проблемы с внешностью, другое дело, когда они вполне реальны. Переключайте ребенка в позитивное русло – к примеру, у ребенка есть лишний вес – приведите в пример того, у кого были аналогичные проблемы, которые решились, например, благодаря спорту или правильному питанию. В то же время не забывайте делать ребенку комплименты – это позволит ему объективно себя оценивать.
5. Навязывать стереотипы
Не закладывайте негативные гендерные модели поведения. Не
принуждайте ребенка соответствовать надуманным стереотипам – это закладывает основу дальнейшим комплексам. К примеру, ругая ребенка за неопрятный вид, не говорите общими фразами: «Девочка должна быть аккуратной», а скажите конкретно: «Доченька, я хочу, чтобы ты у меня выглядела красивой и аккуратной» — ребенок не сразу начинает мыслить абстрактно, ему проще понимать ваши замечания на конкретных примерах.
6. Угрожать
Угрозы ребенку не приводят ни к чему хорошему – ребенок либо
будет бояться и замкнется в себе, либо будет делать назло. Договаривайтесь с ним как с разумным человеком.
7. Гиперопекать
Излишняя опека умаляет ребенка в собственных глазах – он привыкает
к тому, что ему самому делать ничего не нужно. Проявляйте разумный подход, иногда «наступая на горло» собственным страхам.
8. Не ограничивать
Здесь мы имеем в виду вседозволенность. У ребенка должны быть четкие рамки и понимание того, что допустимо, а что невозможно ни при каких обстоятельствах. Ребенок должен понимать, что такое «нет», в противном случае, его ждет горькое разочарование за пределами семьи, когда он столкнется с тем, что не все устроено так, как ему бы этого хотелось.
9. Проявлять непоследовательность
Детям необходима последовательность – ребенок должен понимать, чего от него ждут. Изменение решения родителя под напором ребенка покажет ребенку, что тем или иным способом он может повлиять на запрет. Если есть какие-либо правила, строго придерживайтесь их, несмотря ни на что.
10. Отчитывать
Долгие «душещипательные» разговоры ни к чему не приведут – во время «чтения морали» ребенок просто «отключается», и весь монолог проходит мимо его ушей. Будьте кратки и логичны.
11. Ждать слишком многого
Воспитывая детей, не забывайте, что они все же дети – относитесь к ним так, как того требует их возраст. Ну и просто любите своего ребенка, это всегда поможет уберечь его от горьких разочарований.